Материалы для самостоятельной работы по дисциплине «Техники работы с клиентом» (Вопросы к итоговому контролю знаний (к зачету))

Страницы работы

Содержание работы

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

Факультет психолого-социальной работы

Кафедра психологического  консультирования

Материалы

для самостоятельной работы студентов

ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ТЕХНИКИ РАБОТЫ С КЛИЕНТОМ»

по специальности  040101.65 (350500) «Социальная работа»

г.Санкт-Петербург

2007


Рассмотрен и утвержден на заседании кафедрыпсихологического  консультирования

Протокол заседания кафедры  №____ от «____»________________ 2007 г.

Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент Тонконогий В.И.    ________________________

Разработчик – к.пс.н., доцент кафедры Григорьев Н.Б. _________________________


1. Требования к уровню освоения знаний

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

знать

·  концептуальные основы парадигмы «нейролингвистического программирования» в работе с клиентом;

освоить на практике

·  базовые алгоритмы эффективной коммуникации, позволяющей достичь наглядного результата, позитивно воспринимаемого самим клиентом;

технологически проработать

·  алгоритмы выявления проблемы клиента и продвижения клиента из «проблемного» состояния в «желаемое».

2. содержание учебной дисциплины

Модуль 1.

Нейро-лингвистическое программирование (NLP)

как психотехнология работы с клиентом

Тема 1. Парадигмы и психотехнологии в «практической психологии».

NLP как психотехнология.

Позитивистская и гуманистическая психология: «моделировние» человека и его поведения. Понятие «субъективной реальности», метафора «карты и территории». Вербальные и невербальные индикаторы поведения. Внешний доступ к исследованию внутренних состояний (включая систему глазодвигательного доступа). Структура речевого сообщения. Позиции восприятия в коммуникативном процессе.

Тема 2. Базовые принципы NLP-подхода в консультировании.

Три варианта «мета-позиции» в профессиональной коммуникации с партнером:  по отношению к партнеру; по отношению к процессу взаимодействия; по отношению к самому себе. Трехкомпонентная структура субъекта: внешнее поведение, внутреннее состояние и внутренние процессы. Моделирование реальности, фильтры и субъективные ограничения. Стратегии достижения цели и их выявление. Метапрограммы поведения (как схемы субъективного опыта) и основные их типы. Самоидентификация человека в ценностях и верованиях.

Тема 3. Коммуникативный процесс в NLP: Мета- и Милтон-моделирование

«Синтоническая модель общения». «Мета-модель» как язык управления, инструмент воздействия и способ однозначного описания поведения. «Милтон-модель» как способ воздействия на поведенческие установки.  Мета- и Милтон- модельный подходы в психологическом консультировании и в практике рекламного воздействия.

Когнитивные стратегии: «обобщение», «приведение примера», «усиление», «поправка», «уклонение»; паттерны «модальности», паттерны «выбора» и т.п. ведущая, репрезентативная и референтная системы субъективного опыта. Коммуникативные стили (В.Сатир).

Модуль 2.

Техники и функциональные алгоритмы работы с клиентом

Тема.1 Понятие «якоря» и «ресурса»; «ассоциированные» и «диссоциированные» состояния

Понятие  «якоря» и «ресурса», принцип ассоциации с позитивно заряженными ресурсами.  «Якоря» и  «триггеры» повседневной реальности, техники постановки якоря; негативное научение. Консультирование как фасилитация доступа к ресурсным состояниям личности. Техника «наложения» модальностей. Глазодвигательные индикаторы субъективного опыта. Невербальные стратегии принятия решений. Техника смены глазодвигательных стратегий.

Тема 2 Базовый алгоритм работы с проблемой

Понятие раппорта (присоединения к клиенту). Сбор информации и обратная связь посредством невербальных индикаторов поведения. Конгруэнтность и ее диагностика. Техника «отзеркаливания», синхронизации и ведения. Выявление проблемы клиента и её коррекция в формате «здесь и теперь»-осознания. Спецификация «хорошо сформированного результата» (позитивность, ответственность, контекстуализация, чувственная наглядность, «экологичность»). Алгоритм продвижения клиента из «проблемного» состояния в «желаемое». Упражнения в парах на материале реальной проблематики «клиента».

Тема 3 Техника интеграции (скрещивания) якорей

Якорное обусловливание ресурсов и опыта переживаний. Личностная история и возможности её позитивного изменения. Техника ресурсного круга. Пошаговый алгоритм техники скрещивания якорей. Упражнения в парах на материале реальной проблематики «клиента».

Тема 4. Техники визуально-кинестетической диссоциации (в работе с кризисными состояниями)

Принцип диссоциации от негативного чувственного опыта. Работа  с фобическими реакциями и стрессовыми состояниями. Техника трёхместной (визуально-кинестетической) диссоциации. Пошаговый алгоритм техники ВКД. Упражнения в парах на материале реальной проблематики «клиента».

Тема 5  Шестишаговая модель рефрейминга

Отделение намерения от поведения. Работа с диссоциированными частями личности. Построение «мета-части» личности. Коммуникация с симптомом. Генеративная модель стратегического планирования. Экологическая  проверка. Упражнения в парах на материале реальной проблематики «клиента».

Тема 6  Универсальная техника субмодального «взмаха»

Похожие материалы

Информация о работе