Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы
Факультет психолого-социальной работы
Кафедра психологического консультирования
Материалы
для самостоятельной работы студентов
г.Санкт-Петербург
2007
Рассмотрен и утвержден на заседании кафедрыпсихологического консультирования
Протокол заседания кафедры №____ от «____»________________ 2007 г.
Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент Тонконогий В.И. ________________________
Разработчик – к.пс.н., доцент кафедры Григорьев Н.Б. _________________________
1. Требования к уровню освоения знаний
В результате изучения данной дисциплины студент должен:
знать
· концептуальные основы парадигмы «нейролингвистического программирования» в работе с клиентом;
освоить на практике
· базовые алгоритмы эффективной коммуникации, позволяющей достичь наглядного результата, позитивно воспринимаемого самим клиентом;
технологически проработать
· алгоритмы выявления проблемы клиента и продвижения клиента из «проблемного» состояния в «желаемое».
2. содержание учебной дисциплины
Модуль 1.
Нейро-лингвистическое программирование (NLP)
как психотехнология работы с клиентом
Тема 1. Парадигмы и психотехнологии в «практической психологии».
NLP как психотехнология.
Позитивистская и гуманистическая психология: «моделировние» человека и его поведения. Понятие «субъективной реальности», метафора «карты и территории». Вербальные и невербальные индикаторы поведения. Внешний доступ к исследованию внутренних состояний (включая систему глазодвигательного доступа). Структура речевого сообщения. Позиции восприятия в коммуникативном процессе.
Тема 2. Базовые принципы NLP-подхода в консультировании.
Три варианта «мета-позиции» в профессиональной коммуникации с партнером: по отношению к партнеру; по отношению к процессу взаимодействия; по отношению к самому себе. Трехкомпонентная структура субъекта: внешнее поведение, внутреннее состояние и внутренние процессы. Моделирование реальности, фильтры и субъективные ограничения. Стратегии достижения цели и их выявление. Метапрограммы поведения (как схемы субъективного опыта) и основные их типы. Самоидентификация человека в ценностях и верованиях.
Тема 3. Коммуникативный процесс в NLP: Мета- и Милтон-моделирование
«Синтоническая модель общения». «Мета-модель» как язык управления, инструмент воздействия и способ однозначного описания поведения. «Милтон-модель» как способ воздействия на поведенческие установки. Мета- и Милтон- модельный подходы в психологическом консультировании и в практике рекламного воздействия.
Когнитивные стратегии: «обобщение», «приведение примера», «усиление», «поправка», «уклонение»; паттерны «модальности», паттерны «выбора» и т.п. ведущая, репрезентативная и референтная системы субъективного опыта. Коммуникативные стили (В.Сатир).
Модуль 2.
Техники и функциональные алгоритмы работы с клиентом
Тема.1 Понятие «якоря» и «ресурса»; «ассоциированные» и «диссоциированные» состояния
Понятие «якоря» и «ресурса», принцип ассоциации с позитивно заряженными ресурсами. «Якоря» и «триггеры» повседневной реальности, техники постановки якоря; негативное научение. Консультирование как фасилитация доступа к ресурсным состояниям личности. Техника «наложения» модальностей. Глазодвигательные индикаторы субъективного опыта. Невербальные стратегии принятия решений. Техника смены глазодвигательных стратегий.
Тема 2 Базовый алгоритм работы с проблемой
Понятие раппорта (присоединения к клиенту). Сбор информации и обратная связь посредством невербальных индикаторов поведения. Конгруэнтность и ее диагностика. Техника «отзеркаливания», синхронизации и ведения. Выявление проблемы клиента и её коррекция в формате «здесь и теперь»-осознания. Спецификация «хорошо сформированного результата» (позитивность, ответственность, контекстуализация, чувственная наглядность, «экологичность»). Алгоритм продвижения клиента из «проблемного» состояния в «желаемое». Упражнения в парах на материале реальной проблематики «клиента».
Тема 3 Техника интеграции (скрещивания) якорей
Якорное обусловливание ресурсов и опыта переживаний. Личностная история и возможности её позитивного изменения. Техника ресурсного круга. Пошаговый алгоритм техники скрещивания якорей. Упражнения в парах на материале реальной проблематики «клиента».
Тема 4. Техники визуально-кинестетической диссоциации (в работе с кризисными состояниями)
Принцип диссоциации от негативного чувственного опыта. Работа с фобическими реакциями и стрессовыми состояниями. Техника трёхместной (визуально-кинестетической) диссоциации. Пошаговый алгоритм техники ВКД. Упражнения в парах на материале реальной проблематики «клиента».
Тема 5 Шестишаговая модель рефрейминга
Отделение намерения от поведения. Работа с диссоциированными частями личности. Построение «мета-части» личности. Коммуникация с симптомом. Генеративная модель стратегического планирования. Экологическая проверка. Упражнения в парах на материале реальной проблематики «клиента».
Тема 6 Универсальная техника субмодального «взмаха»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.