Социологическое мышление и мнение, страница 8

И всё же, кому из нас сегодня не известно, что существуют социологи, которые безо всяких обиняков прямо (даже, может быть, категорично) заявляют: «Общественное мнение не существует». Это слова П. Бурдьё, - широко известного французского социолога, одно из наиболее представительных социологов второй половины XX – начала XXI вв. О его отношении к понятию «общественное мнение» можно прочитать в его статье, озаглавленной как раз словами, которые я только что привёл[8].

Общественное мнение тесно связано со стереотипами. В этом отношении, практически, первое слово было сказано американским писателем, журналистом, социологом, автором книги «Общественное мнение» (1922), в которой была предложена ставшая затем широко известной, оригинальная концепция общественного мнения, У. Липпманом (1889-1974). Он, собственно, и ввёл в широкий научный оборот понятие стереотипа. Исследуя то, что принято называть общественным мнением, Липпман пришёл к выводу, что оно, это мнение, во многих своих частях или аспектах застывает в форме стереотипа и происходит это прежде всего благодаря СМИ. Известный английский философ и социолог К. Поппер (1902-1994), также считал, что Vox populi, то есть общественное мнение далеко не всегда является истиной.

Мнение становится знанием только в том случае, если доказывается его истинность. Оно отличается от знания только неустановленностью своей истинности, то есть адекватности отражаемым в нём явлениям действительности.

Да, общественное мнение является сегодня одним из важных предметов изучения его со стороны различных наук, однако его изучают не потому что оно – истина (чтобы постичь истину), а только для того, чтобы знать, что думают люди (основная их масса), причём не все люди (люди вообще), а лишь те, которые представляют интерес для исследователя и стоящего за ним заказчика (власть, лидеры политических партий и т.д.) о происходящих в обществе событиях, процессах, переменах. При этом совсем не важно в этом исследовании - истинны эти мнения или ложны. Главное здесь не истина, а отношение людей к происходящему в жизни общества и их оценка этого происходящего или, между прочим, не происходящего в обществе, оценка принимаемых властью решений, проводимой правительством политике вообще. При этом не важно, что думает большинство (общественное мнение), а не меньшинство. Истинность знания не зависит от количества думающих (мыслящих) те или иные явления или процессы: по принципу – больше у точки зрения сторонников, значит, мнение более истинно; меньше – следовательно, мнение менее истинно. Истина определяется не по большинству её признающих, а по правильности, адекватности понимания и объяснения окружающей человека реальности. В политике возможно и можно считать истинным то, что соответствует её целям, в науке и эпистемологии – нет. Кстати, видимо, действительно, правы те, кто считает, что именно политика и право являются теми сферами, в которых неизбежно господствует мнение (Р. Барт).

Мнение, - в лучшем случае, правда, однако она, эта правда, по преимуществу, существует у каждого своя.

Между прочим, в постмодернистской философии (немало отечественных социологов тоже болеют постмодернизмом!) вопрос о соотношении мнения и знания актуализируется и представляется в контексте превращения мнения в главную единицу интеллектуального творчества (М. Н. Билалов).

Разумеется, что, конечно же, было бы совсем не разумно противопоставлять мнение знанию и наоборот, и я следую, рассматривая различие между мнением и знанием, известной древней мудрости – «ничего слишком!». Да, мнение и знание – это не одно и тоже (так понимают эту проблему многие, если не большинство, кто ею занимается), но не следует увлекаться, не следует впадать в крайности: мнение и знание — это феномены одного и того же – человеческого сознания. Это, - во-первых. Во-вторых, мнение, если оно подтверждается надёжными способами (от эксперимента до самой практической деятельности, практики) становится, скажем так, полноценным знанием. Высшим критерием истины, и думается, это бесспорно, является практика. Правда, опять же не следует забывать, что в каждый данный момент практика сама относительна, она развивается и может случиться, что то или иное мнение, верное в своей сути (потенциальное знание), в данный момент, на данном этапе развития практика не сможет ни подтвердить, ни опровергнуть. Путь к истине не прост.