Социологическое мышление и мнение, страница 3

При характеристике мнения как особого феномена и одной из когнитивных установок (наряду со знанием), отдельные авторы определяют его также через понятие «убеждение» («убеждённость»). При этом одни из них говорят, что мнение - это словесное выражение убеждений, другие же, наоборот, предлагают своим читателям отличать мнение от убеждения (убеждений), поскольку в убеждении якобы содержится определённый эмоциональный момент, то есть определённое чувство и оно ближе даже к вере, между тем, как мнение, опять же, якобы лишено всякой чувственности, эмоциональности.

Разумеется, мнение и убеждение тесно связаны между собой как особые феномены человеческого сознания и обозначающие их понятия. Любое мнение – это уверенность в чём-то или относительно чего-то. В этом плане оно основано на убеждённости в существовании чего-либо, или в том, что его предмет имеет такую-то, а не иную природу. И в этом отношении разрывать мнение и убеждение, тем более противопоставлять их было бы неправильно. Однако следует понимать, что есть, если можно так сказать, разные убеждения по своей природе: одни из них строятся на знании, а другие – на вере во что-либо. В убеждениях, основанных на знании, как мне представляется, мало эмоционального (эмоциональному там нечего делать, там нет ему места), а вот в убеждении, основанном на вере, действительно, много чувства и эмоций (кстати, П. Бурдьё трактует мнение, и как некую форму верования). И решая вопрос о соотношении мнения и убеждения это необходимо учитывать. Тем более что и мнение не совсем лишено эмоциональности. Можно согласиться, видимо, с теми, кто определяет мнение как мысль, лишённую сомнения (В. Кафанов). Действительно уж больно категоричными бывают в своих суждениях субъекты мнений. Правда, порой учёные (представители тех или иных наук), игнорируя один из существенных принципов науки – принцип сомнения, суть которого в требовании не принимать ничего на веру и многократно проверять полученные в ходе исследования данные, – не в меньшей степени, чем субъекты мнений бывают слишком уж категоричными в представлении результатов своей научно-исследовательской работы.

Теперь, что касается так называемого общественного мнения, к которому так не равнодушна социология. Созданы и активно исследуют его весьма респектабельные исследовательские структуры. К ним относится в России такие известные исследовательские центры, как ВЦИОМ, ФОМ, Левада-Центр и др., включая также разного рода региональные структуры этой направленности. Может сложиться тем самым представление, что общественное мнение это, конечно же, совсем другое дело, нежели просто мнение и здесь имеет место, соответственно и иное взаимоотношение социологии как комплекса научного знания и мнения (общественного, разумеется), которое всё время, постоянно на устах социологов. Тем более, что на него постоянно ссылаются СМИ, к нему апеллируют властные структуры, первые лица в государстве. Может сложиться впечатление, что вся социология только то и делает, что изучает общественное мнение, а результаты этого изучения и есть основной и главный продукт научно-исследовательской деятельности социологов.

Более того, в силу такого повышенного внимания социологической науки к общественному мнению, может сложиться представление – механизм этого процесса – перенос признаков одного явления на другое (в нашем случае признаков социологии на общественное мнение; «онаучивание»общественного мнения, так сказать), - что общественное мнение является адекватным, то есть истинным знанием, таким же, примерно, верным, точным и объективным, каким является и социологическое знание. А, соответственно, и мышление, основанное на общественном мнении ничем не отличается от научного мышления, в нашем случае – социологического мышления. Тем более, что и мнение то общественное, ведь и социология общественная наука (наука об обществе). Что же тут особенного, - скажет читатель; всё верно. Ведь говорится же в «Энциклопедии социологии» (интернет-ресурс!): «Когда же с мнением этого человека (субъекта мнения – В.Л.) соглашаются другие люди, то мнение превращается в знание». Что сказать по поводу данного суждения? Так, досадный вывих эпистемологического сознания, проявившийся в конвенциональном подходе к истине (истина – соглашение), подходе, давно затёртом и практически сегодня упоминаемом лишь в учебниках по истории философии.