Социологическое мышление и мнение, страница 2

Мнение — это выражение представления (а представление это ещё одна, хотя и, высшая форма чувственного познания человеком мира) о какой-либо вещи, о каком-либо фрагменте действительности, не имеющего достаточно полного и надёжного обоснования. Оно, как отмечают многие эпистемологи, базируется на одностороннем и несистематизированном восприятии какой-либо вещи, события или процесса.

В «Толковом словаре русского языка», изданном под. ред. проф. Д.Н. Ушакова (ТТ. I-IV, 1935-1940 гг.), мнение определяется как взгляд на что-нибудь, суждение о чём-нибудь, выраженное в словах. Это – первое значение слова «мнение», зафиксированное в указанном словаре. И в качестве второго значения этого слова в словаре называется оценка. Мнение, другими словами, – это оценка, то или иное суждение о ценности чего-нибудь. При этом об отношении к истине, истинности суждения, взгляда, оценки в названном издании ничего не говорится. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (М.: ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003) даётся аналогичное определение термина «мнение».

В «Российской социологической энциклопедии» (общая ред. академика РАН Г.В. Осипова) (М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА•М, 1999) говорится: «Мнение – одно из проявлений сознания, представляющее совокупность логически связанных между собой суждений, содержащих оценку явления, процесса, человека… Исследователи отмечают противоречивость, неоднозначность сущности мнения. Так, в аспекте субъективной отнесённости оно представляет форму убеждённости. Со стороны объективной отнесённости оно выступает как познавательная форма. Мнение возникает в условиях неопределённости гносеологической ситуации, которая предполагает выбор и оценку различных вариантов разрешения данной ситуации» (стр. 290).

В любом случае, одной из наиболее характерных черт мнения является его оценочность. Это, практически, признают все, кто пишет что-либо о мнении как о форме проявления сознания и эпистемологическом феномене. Оно, можно сказать, является своего рода продуктом оценочного осмысления действительности, отражающим представления об актуальных, жизненно важных проблемах.

В некоторых изданиях в которых даются дефиниции понятия «мнения», как в той же «Российской социологической энциклопедии», это последнее представляется как суждение или даже «совокупность суждений». И вот, видимо в связи как раз с этим отдельные авторы заявляют, что мнение следует отличать от суждения (суждений), аргументируя это тем, что суждение – это нейтральная констатация определённого факта; говорят, что бывают опросы, скажем, общественного мнения, а вот опросов суждений не бывает! Действительно, мнение и суждение это не одно и то же: мнение – форма сознания, суждение – средство формулирования и выражения (высказывания) мнения. Однако не в плоскости оценочность/неоценочность следует искать отличие второго от первого, ибо суждения могут быть как констатирующими факты, так и оценочными по своему характеру и назначению. Это знают даже выпускники средних школ, сдающие ЕГЭ. Кстати, мнение всегда «оснащено» суждением, даже тогда, когда оно не «разглашается», не сообщается другим, если мнение наличествует, оно при помощи суждений сформулировано и существует в виде определённой языково-логической формы.

Иногда определяя мнение как понятие его, это понятие, чрезмерно индивидуализируют, представляя при этом мнение, как только некую личную точку зрения, субъективно принятую гипотезу по тому, или иному поводу[1]. С таким пониманием понятия «мнение» вряд ли можно согласиться. Скорее правы те авторы, которые значительно шире представляют, скажем так, предметную область данного понятия. Ведь, известно, что мнение бывает не только индивидуальным, но и групповым, экспертным, публичным и даже общественным. Правда, по поводу последнего есть разные суждения, но тем не менее, говорят, что оно есть, его изучают и даже иногда призывают власть считаться с ним.