Социологическое мышление и мнение
Социологию и, соответственно, социологическое мышление следует отличать от разного рода мнений, так легко образующихся и также легко распадающихся; столь различающихся и часто взаимоисключающих друг друга, что было бы непростительной ошибкой полагаться на них в принятии тех или иных конкретных, тем более серьёзных практических решений. Каждый из нас имеет своё мнение, о чём бы не шла речь: поэтому каждому из нас нет дела до мнения других. Мы обычно остаёмся при своём мнении. Поставь любой вопрос… И будет сразу высказано множество мнений. Не важно, что ты думаешь, – всегда найдётся другой с иным мнением. Соответственно и представляемое социологией мышление необходимо отличать от мышления, основанного на мнении, от так называемого доксического мышления. Доксическое мышление (от др. греческого doxa – «мнение», «взгляд») можно трактовать (трактуется) как общепринятое мнение, представление. Термин doxa со значением «мнение» появился ещё в Древней Греции как термин риторики – ораторского искусства и науки о нем, так и называемой – «Риторика». Классическая риторика ставила перед красноречием три задачи: убедить, усладить, взволновать. В традиционной риторике доксическое – это «правдоподобное», то есть, убеждение, основывающееся не на научной истине, а на правдоподобии. Правдоподобное же – то, что соответствует общественному мнению, то есть, мнению принятому в обществе.
Однако правдоподобное на то оно и правдоподобное, что всего лишь подобно правде (истине) и не обязательно является истиной, адекватным действительности знанием. Тоже самое касается и общепринятого олицетворяемого общественным мнением. Общепринятое, выраженное в форме общественного мнения, так же далеко не синонимично истинному, истинному в смысле понимания и отражения объективно сложившемуся и существующему положению дел. И это всё при том, что мнение, в том числе и общественное, общепринятое играют в жизни людей, общества важную, порой существенную роль, обуславливая принимаемые людьми, их сообществами (группами) решения, и тем самым определяя их поведение и деятельность, нередко и общественную деятельность. Повседневная жизнь людей пропитана мнениями, общепринятым во взглядах и представлениях их, правдоподобным. Более того, нельзя не сказать, если оставаться на почве науки, сама социология, да, и все социально-гуманитарные научные дисциплины, насквозь пропитаны мнениями, выступающими в данном случае как точки зрения, гипотезы, предположения. Они, эти точки зрения и предположения, эти гипотезы – неотъемлемый элемент науки и, прежде всего, конечно же, науки понимаемой не просто как системы уже добытого ранее знания и зафиксированного в монографиях, статьях и учебниках, а науки как процесса получения всё нового и нового знания. Процессуальность науки, её деятельность как института, производящего знания, невозможна без разного рода точек зрения (мнений) и их борьбы между собой (дискуссий) за истину.
И всё же социология это наука. Она представляет собой не просто комплекс мнений, правдоподобных суждений или предположений, а систему, пускай не совсем ещё совершенную, но открытую для своего постоянного совершенствования, систему знания. Именно об этом, то есть, об отличии социологии как системы знания (научного знания) какой бы она не была несовершенной, каким бы объёмным он не был, комплекса мнений, правдоподобных суждений и представлений современного человека (людей) и пойдёт здесь речь.
Проблема будет представляться в форме анализа (рассмотрения) своего рода оппозиции «знание – мнение». Знание олицетворяет социологию, науку, научное мышление, мнение - общепринятое (коллективное) понимание окружающей действительности, прежде всего, массовым человеком, что наиболее характерно проявляется в так называемом общественном мнении.
Соотношение знания и мнения — это среда эпистемологии. И то, и другое, и, вместе они взятые, представляют две фундаментальные когнитивные установки.
Что же такое мнение? Как это понятие и стоящее за ним социальное (человеческое) явление определяется в современной философской (эпистемологической) и социологической литературе?
В античной философии, как уже было сказано, - это doxa – результат чувственного (не рационального, а именно чувственного) восприятия мира. Да, и то, восприятия не всего мира, в смысле мира как целого, а только случайных и изменчивых его характеристик. В данном случае, древнегреческим философом, Платоном, например, оно противопоставляется знанию. А знание связано с разумом (разум представляет уже не чувственную форму познания, а рациональную) и отражает сущностные истины. Мнение, другими словами, фиксирует внешнее, то есть то, что лежит не в глубинах явлений и процессов, а на их поверхности, то что открывается нам непосредственно, при помощи наших органнов чувств и что нередко не только не даёт нам знание о сущности вещей, но более того может поставлять нам искажённо информацию об этих вещах, вводить нас в заблуждение. Мнение в этом отношении может быть охарактеризовано через понятие «кажимость». Мнение, иначе, это то, как нам вещь «кажется»; как она нам открывается при первом взгляде на неё, взгляде, не опирающемся на, научный, анализ её в целом и сущности её в частности. То есть, мнение это, можно так сказать, поверхностные, обыденные сведения о вещах, которые определяют повседневные взаимодействия человека с окружающим его миром.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.