Социологическое мышление и мнение, страница 5

Примерно также определяется общественное мнение и в «Социологическом энциклопедическом словаре» (на пяти языках; М.: 2000). В нем говорится, что общественное мнение это: «1. Мнение, заключающее в себе скрытое или явное, вербальное или невербальное отношение различных социальных общностей, групп и индивидов к проблемам, событиям и фактам действительности в конкретной соц. или соц.-полит. ситуации. 2. Мнение значительной части населения о к- .л. общественной проблеме. 3. Мнение по актуальным общественным проблемам, отличающимся дискуссионностью, выражаемое представителями различных социальных групп через средства массовой коммуникации»[5]. В уже упоминавшемся учебнике «Социология общественного мнения» О. В. Епархиной даётся следующее определение общественного мнения. Это, пишет она, «… специфический способ проявления некоторого фиксируемого состояния сознания некой социальной общности, в котором отражается отношение большинства членов общности к фактам, событиям, явлениям объективной или субъективной действительности, вызвавшим интерес, и которые воплощаются:

1)  в оценочных суждениях

2)  практических действиях членов данной общности [6]

Сегодня существует множество других определений рассматриваемого понятия. Однако остановимся на приведённых здесь определениях.

Кстати, в последнем из них (пункт 1) общественное мнение определяется уже не только через группы и общности (отношение социальных общностей и групп), но и через индивидов (отношение индивидов к фактам и т. д. действительности). То есть, в данном случае главным основанием (критерием) для отнесения мнения к мнению общественному является только то, что оно «заключает в себе» отношение к актуальным общественным проблемам, хотя уже в пункте 2 определения делается указание на то, что общественное мнение — это мнение значительной части населения о какой-либо общественной проблеме. Вообще-то, в подавляющем большинстве общественное мнение представляется как коллективное мнение (форма общественного сознания), как некая целостность.

Обратим внимание на то, что в определениях, важных общественному мнению сегодня, подчёркивается, что в нём в явной или скрытой форме, в вербальной или невербальной форме выражается (содержится) отношение социальных групп и общностей, к общественно значимым проблемам, событиям, процессам. Вот именно, -  отношение, а не знание и основанное на знании их понимание. Термин «отношение» не обязательно предполагает знание и понимание. В нём фиксируется лишь то, как люди оценивают проблему, событие, ситуацию, оценивая их в категориях «хорошо», «плохо», «прекрасно», «ужасно», «справедливо», «несправедливо», поэтому, действительно, мнение как отношение всегда оценочно. А оценка, как хорошо известно, зависит от многих вещей весьма далёких от науки с её объективностью, соответствием выводов самой реально существующей действительности. Оценка может определяться личными представлениями индивида, его пристрастиями, влиянием других индивидов на него (особенно сейчас через СМИ, рекламу, PR), верованиями, симпатиями и антипатиями, предпочтениями. Если наука старается уйти от всего этого, то мнению здесь, скажем как в народе говорят, – полный кайф.

И это при всём том, что при опросах общественного мнения, опрос ведётся реально не социальной группы (ибо у группы ни глаз, ни ушей, как известно, нет; нет у неё и языка, чтобы что-либо произнести, отвечая на вопрос социолога). Опрашиваются, как бы там ни было, всё же индивиды. Индивиды, – и всё тут. И каждый их них говорит своё – высказывает своё мнение. Да, хорошо если бы только своё. А то ведь часто то мнение, которое ему навязано, навязано с определённой целью ввести человека в заблуждение, сбить его с толку, завербовать его, зомбировать его. Вот тебе и мнение! Как оно может быть далеко от истины, от знания, от правильного понимания вещей! И если истинность суждений, основанных на мнении, спорна, то реальные последствия действий человека, основанных на мнении, бесспорна: они не только могут быть неадекватными, но нередко и трагичными.