При всей семантической важности или значимости прилагательного «общественное» общественное мнение остаётся, как это не странно, для некоторых претендующих на роль философов («любителей» мудрости), всё же мнением. Не знанием, а всего лишь мнением, даже если оно принадлежит многим (следует заметить: не вам, а многим; и даже если вам!), если его субъектом является не один человек, а много людей. Думаю, что вряд ли общественное мнение может быть стопроцентным, то есть, что его носителем будет являться одновременно каждый человек. Общественное мнение, потому оно и мнение, что оно всего лишь мнение. И оно всегда таким остаётся, кроме одного случая, когда оно проверено на точность, правильность отражения в нем окружающей людей действительности. Если верификация, то есть его проверка, подтвердит, что мнение (представление о чём-то) является верным, правильным, адекватным тому, что в нем, в этом мнении отражается, тогда оно, мнение, становится знанием. Так что знание и мнение (если даже это мнение общественное) – это не одно и тоже. Не одно и тоже также социологическое мышление и общественное мнение. Первое основано, если, конечно, говорить о профессиональной его версии, на науке, второе – на предположении, а то и на догадках и даже вере.
Приведу некоторые определения общественного мнения, а затем посмотрим какими признаками, чертами, свойствами, а также особенностями оно обладает, что бы более точно установить те различия, которые имеют место в отношении его и научного знания, включая, и при том, прежде всего, социологическое знание.
Общественное мнение (public opinion) как понятие и предмет специального, научного осмысления впервые появляется в конце XIX в. благодаря работам французского социолога и криминолога, одного из основателей социальной психологии Г. Тарда (1843-1904) и особенно после выхода в свет его работы «Общественное мнение и толпа» (1901). Хотя впервые представления об общественном мнении были сформулированы ещё в античной философии (Платон) и затем постоянно развивались. Разброс мнений насчёт того, что такое общественное мнение, настолько велик, что Епархина О.В., автор учебника «Социология общественного мнения», адресованного студентам вузов, вынуждена написать: «Общественное мнение относится к таким явлениям, которые невозможно всесторонне проанализировать и строго определить»[2]. В марксистско-ленинской традиции (советская эпоха) общественное мнение определяется как состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной реальности (экономики, политики, культуры, общественной жизни), к деятельности различных групп и отдельных личностей[3]. В «Российской социологической энциклопедии» (М., 1999) сказано: «Мнение общественное – такое проявление общественного сознания, в котором отражается отношение (оценка) больших социальных групп, народа в целом к актуальным явлениям, представляющим общественный интерес, на основе существующих общественных отношений»[4]. Оно отражает коллективную позицию только по проблемам, представляющим общественный интерес. Следует обратить внимание на то, в данном случае, что хотя приведённое определение общественного мнения даётся практически в той же марксистско-ленинской традиции, его автор В.С. Коробейников, справедливо, на наш взгляд, замечает: «…этот интерес выражается не в строго теоретической форме (что характерно, напр. для идеологии), а в виде симбиоза положений «здравого смысла», отдельных теоретических положений и даже заблуждений (курсив мой – В.Л.)». Выделенное мною курсивом чрезвычайно важно как для правильного понимания феномена «общественное мнение» как такового, так и понимания того, что оно существенно отличается от социологического знания и социологического мышления, презентируемого этим знанием. То есть, общественное мнение только в какой-то мере представляет собой знание, да, и то, думается, в весьма незначительной. В нём больше здравого смысла, чувства, веры и даже заблуждений.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.