Билет №6
6.1. Оценка учебно-познавательной деятельности школьников как условие успешности обучения под оценкой дидактика понимает процесс сравнения доступного учащимися уровня владения ЗУН с эталонными представлениями, описанными в программе. Условным отражением оценки является отметка, выражаемая в баллах: «5»- владеет в полной мере (отлично) «4»- владеет достаточно ( хорошо) , «3» - владеет не достаточно (уд) «2»- не владеет (неуд). Нельзя сказать, что эта школа даёт объективные результаты. В последние годы разрабатывается обобщенная система надпредметных показателей обученности: 1) Показатели сформированности знаний Владение понятиями: 1.узнавание и определение понятий 2. раскрытие объёма понятий 3. раскрытие содержания понятий 4.установление взаимосвязей между понятиями 5.характеристика действий, вытекающих из содержания понятия . Владение фактами: 1.знание фактов 2.установление логики взаимосвязи между фактами Владение научной проблематикой: 1.узнавание научных проблем в контексте обучения 2.формирование проблемы 3.наличие представлений о возможных путях решения проблемы. Владение теориями: 1.узнавание теории 2.раскрытие содержания теории 3.характеристика действий, осуществляется на основе теории. Владение закономерностями и правилами: 1.узнавание правила, закономерности 2.формулирование закономерности правила 3.раскрытие содержания правила, закономерности 4.характеристика действий, связанных с применением правила, закономерности. Владение методами и процедурами: 1.узнавание метода, процедуры в контексте изученного 2.раскрытие содержания метода, процедуры 2)Показатель сформулированности умений: 1.построение алгоритма операций выполнения конкретных действий в структуре умение 2.моделирование прак. выполнения действий, составляющих данное умение 3.самоанализ результатов выполнения действий, составляющих данное умение 4.самоанализ результатов выполнения действий, составляющих умение в сопоставлении с целью деятельности 3) Показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформ. умений… Но навык предполагает автоматизацию действий, поэтому здесь ещё оценивается и время выполнения (темп чтения, темп устных вычислений) оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя. 1. Качество (пре\ усвоения предметных знаний –умений –навыков, их соответствие требованиям гос. стандарта нач. образования. 2. Степень сформированности учебной деятельности мл.шк. (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной) 3. Степень развития основных качеств умственной деятельности (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу) 4. Уровень познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности, степень прилежания и старания. Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные словесными суждениями.
6.2. Контроль и оценка при формировании навыков устных вычислений (на примере навыков внетабличного сложения и вычитания).
Приёмы сложения и вычитания в пределах 100 раскрываются в органической связи с теор.материалом. Анализ приёмов внетабличных сложения и вычитания показывает, что для их осознанного усвоения уч-ся должны хорошо знать нумерацию чисел в пределах 100 и табличные случаи сложения и вычитания. Порядок введения приёмов: - сложение и вычитание разрядных чисел 70+20, 60-40 7дес+2дес=9дес, 6дес-4дес= 2дес; Затем рассматривается свойство прибавления числа к сумме. На его основе вводится следующие приёмы для случаев: 46+20 ; 46+2: (40+6)+20 =(40+20)+6=60+6=66. 46+2=(40+6)+2=(6+2)+40=8+40=48 …Здесь же, используя приём перестановки рассматривают случай: 2+46=46+2=(40+6)+2=40+(6+2)=40+8=48 Далее изучается свойства вычитания числа из суммы, основываясь на нём- приёмы для случаев : 48-30=(40+8)-30=(40-30)+8=10+8=18 –разложим уменьшаемое на разрядные слагаемые. Из десятков вычтем десятки. Прибавим к полученному единицы., 48-3=(40+8)-3=40+(8-3)=40+5=45 –разложим уменьшаемое на разрядные слагаемые. Из единиц вычтем единицы вычитаемого. К полученному прибавляем десятки., 40-3=(30+10)-3=30+(10-3)=30+7=37 –разложим уменьшаемое на круглые десятки. Из 10 вычитаем вычитаемое. К полученному прибавляем десятки. . Следующим рассматривается свойства прибавления сумы к числу и вычитания суммы из числа ( и табл.случаи 9+3, 12-5). Основываясь на этих свойствах, рассматриваются парами следующие приёмы в случаях: 47+9; 47-9; 30+12; 65+14; 65-14; 36+19; 36-19. 47+9 заменим 9 суммой удобных слагаемых 3 и 6, получится пример 47+3=50 к полученному прибавить 6+56 и т.д. Для этих случаев уч-ся и сами находят приёмы и моделируют другие. Следом изучаем прибавления суммы к сумме и вычитания суммы из суммы, вводятся приёмы поразрядного сложения и вычитания двузначных чисел. К этому времени уч-ся настолько овладевают общим приёмом использования свойств, для обоснования вычислительных приёмов, что способны самостоятельно найти новые приёмы. : 65+14=(60+5)=(10+4)=(60+10)=(5+4)=79; 65-14=(60+5-(10+4)=(60-10)=(5-4)=51 Одновременно дают объяснения: заменим каждое число суммой разрядных слагаемых удобнее сложить первые слагаемые, а потом вторые, сложить результаты. С введения самых первых приёмов внетабличного сложения и вычитания, учим детей рассуждать по плану: Заменю… Получим пример…. Удобнее… Сначала дети все шаги проговаривают вслух, а потом только какие действия над какими числами выполняются. Запись тоже сокращается. Для выработки вычислительных навыков нужны постоянные упражнения, научить детей выполнять проверку. Важно формирование вычислительного навыка (правильность, осознанность, быстрота, автоматизм вычисления) Контролируется усвоение на неско. этапах. предварительная проверка выясняет готовы ли дети к усвоению новой темы. Текущая проверка – в ходе изучения темы, в соответствии с её результатами может ввести коррективы. Итоговая проверка в конце темы. Устный опрос- проверяем уровень владения алгоритмов в различных приёмах вычисления. Затем можно вводить и письменные работы. Задания должны быть чёткими, доступными, кол-во должно быть таково, чтобы дети могли выполнить их в отведённое время без спешки. Можно проводить математический диктант. Учитель может вести спец.тетради учёта усвоения детьми разл.приёмов. такая фиксация покажет учителю, какие приёмы должны всеми, что требует дороботки, какие ошибки являются типичными, кому и какая нужна помощь, проследить рост уч-ся и проводит спец. коррекционную работу со всем классом и индивидуально. Проверка, контроль за навыком сопровождается оценкой – либо словесной (в форме эмоц. отношения к работе) либо оценочного суждения (качеств. Хар-ка), в форме отметки документа «Норма оценок…» Также можно проводить тесты.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.