Существуют следующие способы описания материи: форма, пространство, нахождение материи в пространстве и во времени. Практически любую материю можно описать с точки зрения формы (круглое , квадратное, плоское, объёмное); нахождения во временном периоде (раньше, позже, вчера, сегодня). Представление о форме и пространстве у детей возникает ещё в дошкольный период. С первых годов жизни в игре, в познавательной деятельности дети пользуются вышеуказанными выражениями, характеризующими форму и пространство. Если ребёнок, поступающий в 1 класс не в состоянии охарактеризовать объект с указанных точек зрения, то следует говорить о его неготовности к школе. Дошкольники и младшие школьники с помощью учителя могут характеризовать форму физических тел с таких параметров: 1.-замкнутость –не замкнутость (замкнутая кривая-овал) замкнутая ломаная (многоугольник )2. - разрывность- не разрывность 3. -наличие и отсутствие «дыр» и пустот (треугольник -как ломанная и треугольник – как внутренняя часть огранич. Этой ломанной) 4. -окружность (овалы, окружности ) и угластость (многоугольники) ; 5.- прямолинейность (прямя, отрезок, луч) и криволинейность (кривая замкнутая и незамкнутая)6. - вогнутость и выпуклость (даёт понятие выпуклых фигур и вогнутых, детям легче это понять на практических примерах .7.-симметричность – ассиметричность (обычно эти понятия вводятся без определения, чисто практически, при выполнении заданий на трудовом обучении, симметричное складывания листа при создании одели прямого угла. 8.- тонкость и объёмность – знакомство с 2 и 3 –мерными фигурами.
В учебнике И.И.Аргинской и нек. Других учебниках показывается процесс изображения объёмных тел на плоскости, показывается как изобразить границы видимости и проекции физических тел. Также об этапах формирования геометрических представлений у детей говорил что сначала формируются понятия об объёмных телах, т.к. они существуют в реальной жизни, затем дети в состоянии понять, что такое двухмерные тела и лишь потом идут в своих представлениям к одномерным. Для развития представлений о форме, пространстве, времени необходимо проводить как можно больше практических работ по сравнению объектов по предложенным параметрам. Сравнивать они могут несколькими способами (- на «Глаз», - произвольными мерками, -эталонными (узаконенными мерами – сравнивая геометрические фигуры и пространства, дети выходят на то, что у них могут быть различные размеры.) Если говорить о размерности, то можно рассмотреть такую квалификацию Нульмерные – точка, одномерные – прямая, отрезок, луч, кривая. Двухмерные – многоугольники, овалы , окружности.(плоские – прямые и кривые.) Трёхмерные – объёмные тела. Чтобы уч-ся могли классифицировать физические тела по этим признакам, надо, во –первых, показать им классификацию в виде схемы, во –вторых, дать отличительные признаки каждого объекта. Точка (пульмерное) пространство – есть то, что не имеет частей. Одномерные фигуры – те , которые характеризуются одной мерой. «Линия -говорил Евклид,- есть долина без ширины» Виды линий : прямые, кривые, ломанные. Двухмерные - то , что характеризуется двумя мерами. Геометрическая фигура- это любое множество точек. К ним относятся без углов – круг, эллипс, угол, многоугольники. К трёхмерным относятся тела, характеризующиеся 3 измерениями. Они делятся на тела вращения (шар, конус, цилиндр) и многогранники (призма, пирамида). Итак, понятие о различных геометрических фигурах даём, опираясь на учение Пиаже. Нам надо создать условия для классификации геометрических фигур. Можно к данному умению идти через моделирование из любых фигур и объёмных тел. Практическое применение способствует более прочному усвоению данной темы.
10.3 Принципы обучения русскому языку. Закономерности усвоения родной речи.
1. речь усваивается, если приобретается способность управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения.
2. речь усваивается, если приобретается способность понимать лексические и грамматические значения.
3. речь усваивается, если приобретается способность чувствовать выразительные коннотации ( оттенки) лексических, грамматических, фонетических языковых значений.
4. речь усваивается, если приобретается способность запоминать традицию сочетания языковых единиц в потоке речи, т.е. усваивать норму литературной речи
5. письменная речь усваивается, если она сопоставляется с уже усвоенной устной речью
6. темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы обучаемого.
Методы 1. теоретические – ученики усваивают лингвистические термины и формулировки их понятий.
Здесь применяются: А) метод сообщения, который реализуется через приёмы предметных действий, опорного повторения, перифраза. Приём предметных действий: речевая работа – слушание, произнесение, чтение, запись термина и образцов соответствующих единиц языка; Приём опорного повторения – это речевая работа с лексическим составом формулировки правила с целью объяен. лексического смысла входящих в него слов. Приём перифраза – пересказ правила более простыми синтаксическими конструкциями. Б) метод беседы. Учитель с помощью вопросов подводит к анализу языкового материала и существующих признаков. Вопросы в беседе: прямые, наводящие, подсказывающие. В) чтение учебника (формулировки правила) При беседе и чтении учебника используются те же приёмы, что и при методе сообщения. Принципы - овладение отвлечённым смыслом лингвистические понятия.
· Метод наблюдения через приёмы имитации, графического выделения заданных форм в тексте, выписывания форм из текста, классификаций.
Приём имитации – подражание речи учителя. Приём графически выделения форм – выписывание или списывание языкового материала и выделение условными графемами изучаемого. Приём выписывания заданных форм – выписывание из текста языкового материала, соответствующему данному правилу. Приём классификации - выписывание из текста языкового материала в определённой последовательности или распределение по группам (колонкам)
· Метод разбора: (фонетический, лексический, грамматический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический через приёмы суждения и графического разбора.
· Метод диктанта: приёмы диктанта: графический, предупредительный, объяснительный, комментированный, выборочный, творческий
· Метод реконструирования (видоизменения) текста: восстановление, перестройка, сокращение текста.
· Метод конструирования текста (уч-ся продуцируют примеры по заданию), редактирование.
Здесь реализ.принцип свободного владения материей языка Методы практические – изложение и сочинение. Ведущий принцип – развитие чувства языка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.