Экзаменационные билеты по учебной дисциплине "Педагогика" (Оценка учебно-познавательной деятельности школьников как условие успешности обучения. Контроль и оценка при формировании навыков устных вычислений. Контроль и оценка в процессе развития связной речи младших школьников), страница 5

Действия учителя

Действие ученика

Создаёт проблемную ситуацию

Осознаёт противоречия в изучаемом явлении

Организует размышление над проблемой и её формулировкой

Формулируют проблему

Организует поиск гипотезы - предположительного объяснения обнаруженных противоречий

Выдвигает гипотезы, объясняющие явления

Организует проверку гипотезы

Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.

Организует обобщение результатов и применений полученных знаний

Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.

Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы. Выдвигая и доказывая гипотезы, ученик поднимает огромный пласт информации, которой надо не только воспроизвести, а переосмыслить для использования в новой, часто нестандартной ситуации.   Здесь и развиваются творческие способности детей. Главное, чтобы работа эта  проводилась в системе.  Такая модель обучения восходит к системе Д.Дьюи – обучение через делание. В 60-ые годы 20в. Её вариант – обучение через исследование – рассматривал Дж.Брунер. в России это делали И.Я.Лернер М.Н.Скатский, М.И. Махмутов.

8.2. Обучение учащихся умению находить разные способы решения задач. Основными методами решения текстовых задач являются арифметический и алгебраический.  Решить задачу алгебраическим методом- найти ответ через решение составленного уравнения.  Решить задачу арифметическим методом – найти ответ на требование  задачи посредством выполнения  арифметических действий над числами.  Одну и ту же задачу можно решить разными арифметическими способами. Они отличаются друг от друга логикой рассуждений, выполняемых в процессе решения задачи.  Поиск различных способов решения приводит детей к «открытию» новых связей между данными и искомым, а также к использованию уже известных  связей, но в новых условиях.  Дана задача: «Одна доярка надоила 114л молока, а другая -152л . молоко разлили в бидоны по 38л в каждый. Сколько бидонов заняли?»  1способ: 1) 114+152=266(л) – всего молока надоено 2) 266:38= 7(б) –занято всего молоком…2 способ 1)114:38= 3(Б) – заняла под молоко 1 доярка  2)152:38=4 (б)- заняла под молоко 2 доярка 3)3+4=7(б) – занято всего.   Дети, рассмотрев оба способа видят, что один – рациональнее и ещё раз убеждаются , что  делить сумму на число можно разными способами и понимают что это свойство лежит в основе разных способов решения задачи.

Если к одной  и той же задачи, можно составить разные уравнения, то это означает, что данную задачу можно решить разными  алгебраическими  способами.

Свитер - ?, на 400гр больше чем шарф

Шапка -?,                                                         1200гр

Шарф - ? ,на 100гр больше чем шапка

                   1способ :

2способ:

3способ

Х (г)-на шапку,  Х+100(гр) – на шарф,

(Х+100)+400 –на свитер

Х+(Х+100)+((Х+100)+400) = 1200

3Х +600=1200 3Х=1200-600

3Х=600  Х=600:3  Х=200 (г)-на шапку

200+100=300(г) –на шарф

300+400+700(г) –на свитер

Х (г)-на шарф,  Х- 100(гр) – на шапку,

Х+400(гр)  –на свитер

Х+(Х-100)+( Х+400) = 1200

3Х +300=1200  3Х=1200-300  3Х=900   Х=900:3

Х=300 (г)-на шарф

300-100=200(г) –на шапку

300+400=700(г) –на свитер

Х(г)-на свитер  Х-400(Г) –на шарф

(Х-400) -100- на шапку

Х+(Х-400)+((Х-400)-100)=1200

3Х-400-500=1200  3Х-900=1200

3Х=1200+900  3Х=2100  Х=2100:3

Х=700 (Г)-на свитер  700-400=300(г) на шарф  300-100=200(г)-на шапку

Чтобы найти разные алгебраические способы задачи, надо научить детей брать за неизвестное разные компоненты, а затем двигаться от данных к уравнению. При решении задачи разными арифметическими способами предложить описать ситуацию с другой точки зрения.  Решение задач различными методами и способами развивает интеллект ребёнка, приучает искать разные варианты решения проблемы, углубляет математические понятия.  Разные способы решения задачи можно предложить найти разным группам     Или обсудить разные способы в паре, организовав учебную дискуссию.  Решение разными способами методами учит детей наблюдать ситуацию с разных сторон, выбирать из путей решения наиболее рациональный.

8.3. Методика изучения графики.

Графика – раздел науки о языке, ведающий средствами письменности, знаками, которые используются на письме, их соотношение со звуковой  стороной языка. Учащиеся овладевают графикой в  основном  в период обучения грамоте: учатся читать, т.е. восстанавливать звучащее, фонетическое слово по –его графическому изображению, и писать – обозначать звуки буквами, придерживаясь привил графики. 1. Обозначение звука       j       2.         роль букв  Е,Я,Ё,Ю.  3.  обозначение мягкости согласных 4. употребление букв  Ъ и Ь 5. обозначение звонких и глухих согласных на письме.

Графика тесно связана в школьном курсе с орфографией, правила графики и орфографии обеспечивают в совокупности  безошибочное письмо. Согласно программе, теоретический материал по графике изучается в 5 классе ( по традиционной системе); темы : « Алфавит», «Буквы», «Обозначение согласных и гласных на письме». Однако на практической основе важнейшие правила русской графики  изучаются младшими школьниками: обозначение на письме звуков и сочетаний  звуков буквами и сочетание букв.  Работа по графике в школе не отрывается от работы по фонетике. В методике обучения графике используются фонематический и слоговой  принципы.  На уроках изучения способов обозначения мягкости согласных на письме можно создать проблемную ситуацию. Предположим :   -как при письме отличить слово  - место пересечения двух линий  и - полезное ископаемое топливо?  - во втором случае    - звук мягкий, на его мягкость указывает Ь.  репродуктивные вопросы при анализе языкового материала: «Назовите гласные, согласные.»   Проблемные  вопросы; «Сколько звуков обозначает буква Е в слове МЕЛ ? А в слове ЕЛЬ? Почему?