Действия учителя |
Действие ученика |
Создаёт проблемную ситуацию |
Осознаёт противоречия в изучаемом явлении |
Организует размышление над проблемой и её формулировкой |
Формулируют проблему |
Организует поиск гипотезы - предположительного объяснения обнаруженных противоречий |
Выдвигает гипотезы, объясняющие явления |
Организует проверку гипотезы |
Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д. |
Организует обобщение результатов и применений полученных знаний |
Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания. |
Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы. Выдвигая и доказывая гипотезы, ученик поднимает огромный пласт информации, которой надо не только воспроизвести, а переосмыслить для использования в новой, часто нестандартной ситуации. Здесь и развиваются творческие способности детей. Главное, чтобы работа эта проводилась в системе. Такая модель обучения восходит к системе Д.Дьюи – обучение через делание. В 60-ые годы 20в. Её вариант – обучение через исследование – рассматривал Дж.Брунер. в России это делали И.Я.Лернер М.Н.Скатский, М.И. Махмутов.
8.2. Обучение учащихся умению находить разные способы решения задач. Основными методами решения текстовых задач являются арифметический и алгебраический. Решить задачу алгебраическим методом- найти ответ через решение составленного уравнения. Решить задачу арифметическим методом – найти ответ на требование задачи посредством выполнения арифметических действий над числами. Одну и ту же задачу можно решить разными арифметическими способами. Они отличаются друг от друга логикой рассуждений, выполняемых в процессе решения задачи. Поиск различных способов решения приводит детей к «открытию» новых связей между данными и искомым, а также к использованию уже известных связей, но в новых условиях. Дана задача: «Одна доярка надоила 114л молока, а другая -152л . молоко разлили в бидоны по 38л в каждый. Сколько бидонов заняли?» 1способ: 1) 114+152=266(л) – всего молока надоено 2) 266:38= 7(б) –занято всего молоком…2 способ 1)114:38= 3(Б) – заняла под молоко 1 доярка 2)152:38=4 (б)- заняла под молоко 2 доярка 3)3+4=7(б) – занято всего. Дети, рассмотрев оба способа видят, что один – рациональнее и ещё раз убеждаются , что делить сумму на число можно разными способами и понимают что это свойство лежит в основе разных способов решения задачи.
Если к одной и той же задачи, можно составить разные уравнения, то это означает, что данную задачу можно решить разными алгебраическими способами.
Свитер - ?, на 400гр больше чем шарф
Шапка -?, 1200гр
Шарф - ? ,на 100гр больше чем шапка
1способ : |
2способ: |
3способ |
Х (г)-на шапку, Х+100(гр) – на шарф, (Х+100)+400 –на свитер Х+(Х+100)+((Х+100)+400) = 1200 3Х +600=1200 3Х=1200-600 3Х=600 Х=600:3 Х=200 (г)-на шапку 200+100=300(г) –на шарф 300+400+700(г) –на свитер |
Х (г)-на шарф, Х- 100(гр) – на шапку, Х+400(гр) –на свитер Х+(Х-100)+( Х+400) = 1200 3Х +300=1200 3Х=1200-300 3Х=900 Х=900:3 Х=300 (г)-на шарф 300-100=200(г) –на шапку 300+400=700(г) –на свитер |
Х(г)-на свитер Х-400(Г) –на шарф (Х-400) -100- на шапку Х+(Х-400)+((Х-400)-100)=1200 3Х-400-500=1200 3Х-900=1200 3Х=1200+900 3Х=2100 Х=2100:3 Х=700 (Г)-на свитер 700-400=300(г) на шарф 300-100=200(г)-на шапку |
Чтобы найти разные алгебраические способы задачи, надо научить детей брать за неизвестное разные компоненты, а затем двигаться от данных к уравнению. При решении задачи разными арифметическими способами предложить описать ситуацию с другой точки зрения. Решение задач различными методами и способами развивает интеллект ребёнка, приучает искать разные варианты решения проблемы, углубляет математические понятия. Разные способы решения задачи можно предложить найти разным группам Или обсудить разные способы в паре, организовав учебную дискуссию. Решение разными способами методами учит детей наблюдать ситуацию с разных сторон, выбирать из путей решения наиболее рациональный.
8.3. Методика изучения графики.
Графика – раздел науки о языке, ведающий средствами письменности, знаками, которые используются на письме, их соотношение со звуковой стороной языка. Учащиеся овладевают графикой в основном в период обучения грамоте: учатся читать, т.е. восстанавливать звучащее, фонетическое слово по –его графическому изображению, и писать – обозначать звуки буквами, придерживаясь привил графики. 1. Обозначение звука j 2. роль букв Е,Я,Ё,Ю. 3. обозначение мягкости согласных 4. употребление букв Ъ и Ь 5. обозначение звонких и глухих согласных на письме.
Графика тесно связана в школьном курсе с орфографией, правила графики и орфографии обеспечивают в совокупности безошибочное письмо. Согласно программе, теоретический материал по графике изучается в 5 классе ( по традиционной системе); темы : « Алфавит», «Буквы», «Обозначение согласных и гласных на письме». Однако на практической основе важнейшие правила русской графики изучаются младшими школьниками: обозначение на письме звуков и сочетаний звуков буквами и сочетание букв. Работа по графике в школе не отрывается от работы по фонетике. В методике обучения графике используются фонематический и слоговой принципы. На уроках изучения способов обозначения мягкости согласных на письме можно создать проблемную ситуацию. Предположим : -как при письме отличить слово - место пересечения двух линий и - полезное ископаемое топливо? - во втором случае - звук мягкий, на его мягкость указывает Ь. репродуктивные вопросы при анализе языкового материала: «Назовите гласные, согласные.» Проблемные вопросы; «Сколько звуков обозначает буква Е в слове МЕЛ ? А в слове ЕЛЬ? Почему?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.