Билет № 9
9.1. Психолого-педагогические условия обучения, воспитания, и развития одарённых детей.
Специфические особенности мышления одарённых школьников предполагает адекватный объём и структуирование программные материалы. Одарённость- качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Склонности одарённых детей – постоянная готовность к сосредоточению внимания, эмоциональная захваченность процессом познания; повышенная восприимчивость, стихийный характер приобретаемых знаний; быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Необходимо создать условия 1. для самораскрытия одарённых детей 2. для удовлетворения потребности для самораскрытия одарённых детей 3. для удовлетворения потребностей в новой информации 4. для коммуникативной адаптации. Школа должна воспитывать умения речевых взаимодействий. Одар. Дети могут усовершенствовать свои умения общения, выполняя свои умозаключения в устной или письменной формах. Результат коммуникативной адаптации – творческие литературные работы. Надо создать условия для 1. самовыражения одарённых школьников (имеется в виду творческая направленность: выражение чувств, отношений, представлений в музыке, изо, и драматическом искусстве.; большое значение здесь имеет развитие оценочного мышления, критические осознания действительности, способности производить выбор); условия для 2. самопрезентации в отношениях …при работе с одарёнными должен быть гибкий и мобильный учебный план, независимое продвижение при изучении отдельных предметов.
Для одарённых следует производить «насыщение» учебного материала. Горизонтальное насыщение – увеличение объёма изучаемого материала на запланированном уровне, вертикальное насыщение – увеличение материала и повышение его уровня. Стоит специализировать программы для одарённых детей: 1. - детализировать, углублять важные для одарённых проблемы, идеи, темы, которые интегрируют знания со структурами мышления; 2. -создать условия для развитие продуктивного мышления, практические применения, что позволит детям переосмыслить имеющиеся знания и генерировать новые. 3. -чтобы программный материал поощрял инициативу и самостоятельность детей. 4. - необходимо, чтобы программа способствовала развитию самосознания и сознания детей, пониманию связи с людьми, культурой, природой.
Основные цели – развитие творческого мышления, процессов решения проблем, расширение области познания детей. Развитие детей более эффективно, если курс обучения отвечает их интересам и потребностям.
При организации обучения, воспитания и развития одарённых надо учитывать 3 этапа высшей нервной деятельности. 1. адекватный, с избирательной доминантностью (Преобладанием) левого или правого полушария в соответствии с решаемой задачей (Педантичный). 2. левополушарный или мыслительный с преобладанием функций левого полушария (прагматик, деловой человек). 3. правополушарный или художественный, с преобладанием функций правого полушария (Художник, фантаст) этим типам должны соответствовать 3 вида учеб.информации (наглядно – образный, вербальной, знаковой)
Особое внимание должно уделяться дивергентному мышлению. Оно опирается на воображение и служит средством порождения оригинальных идей и самовыражение. Дивергентное мышление предполагает, что на 1 вопрос может быть несколько ответов. При работе с одарёнными необходимо учитывать: 1. доминирующую роль познавательной мотивации 2. исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем 3. возможность достижения оригинальных решений 4. возможность прогнозирования и предвосхищения.
Содержание уч.процесса должно быть ориентировано на интересы одарённого уч-ся, его исследов.(проблемы) потребности, конкретные личностные и учебно-материальные возможности.
9.2. Особенности организации деятельности одаренных детей при изучении темы «Время».
Вся жизнь человека тесно связана со временем, с умением его распределять, изменять, ценить. Восприятие и сравнение промежутков времени затруднено, т.к. оно течёт непрерывно. Человеку кажется, что время течёт то медленнее, то быстрее, временные представления у детей развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений, накопления опыта. Первые представления о времени дети получают до школы. Смена дня и ночи, времени года, повторяемость режимных моментов – всё это формирует временные представления ребёнка.
С большим трудом детьми усваивается временная последовательность и продолжительность событий (например путают «вчера» и «завтра»). Временные представления у школьников формируются в процессе практической деятельности : режим дня, ведение календаря природы, восприятие последовательности событий в литературных произведениях, ежедневная – запись даты в тетради – это позволяет детям почувствовать течение времени. С 1 класса необходимо приступить к сравнению знакомых промежутков времени уроков, перемена, четверть и т.д. Это развивает чувство времени, так же , как и сравнение возраста людей. Учим пользоваться календарём, часами, извлекать всю возможную информацию.
Знакомство с единицами времени позволяет уточнить временные представления детей. Знание соотношения часа, минут, секунды, месяца, года, века – позволяет сравнивать по продолжительности и оценивать промежутки времени, выраженные в тех или иных единицах. Необходимо формировать у детей конкретное представление о каждой единице времени, добиваться их усвоения, усвоение таблицы мер времени и с их помощью решать задачи, причём для одарённых детей можно брать задачи на время повышенной сложности, давать творческие задания на составление задач.
Большое воспитательное значение имеет информация о том, сколько можно произвести чего – либо за 1 мин, 1 час, 1мес,и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.