Экзаменационные билеты по учебной дисциплине "Педагогика" (Оценка учебно-познавательной деятельности школьников как условие успешности обучения. Контроль и оценка при формировании навыков устных вычислений. Контроль и оценка в процессе развития связной речи младших школьников), страница 2

6.3. Контроль и оценка в процессе развития связной речи младших школьников. Оценивание творческой деятельности учащихся на уроках развития речи может выражаться в различных формах: 1. В форме эмоционального отношения к работе ученика (слово, жест, мимики)-чаще всего используется в процессе  оценивания устной речи; 2 В форме оценочного суждения (качественная оценка, характеристика работы ученика) – используется в процессе оценивания устной и письменной речи. Сочинения и изложения в начальной школе преимущественно обучающие. Учитель имеет право заменить при таких видах работ отметку на развёрнутое оценочное суждение, чтобы отрицательной или посредственной оценкой не снизить мотивацию обучения сочинениям; 3  В форме отметки в соответствие с «Нормами…»  К связной речи уч-ся предъявляются следующие требования: 4. речь должна быть содержательной (говорить или писать о том, что хорошо знать) 5. речь должна быть логичной, последовательной, чёткой, такая речь предполагает обоснованность вывода и наличие всех структурных элементов высказывания: 6. речь должна быть точной – передача фактов наиболее подходящими языковыми средствами; 7.выразительной- ярко, убедительно передать мысль 8 .ясной – речь должна быть доступна для окружающих 9. чистой – свободной от слов – «паразитов». Так можем оценивать устный рассказ. Требования, критерии оценивания изложений: 10. уч-ся должны правильно, без искажений фактов предать содержание текста 11.последовательность текста должна соответствовать определённому плану 12. оно должно быть написано орфографически правильно 13. текст должен быть передан точно, последовательно, слова- правильно употреблены, предложения верно построены В сочинениях должны соблюдаться следующие требования 14. умение раскрыть тему 15. умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой, задачей высказывания 16. соблюдение языковых норм и правил правописания


Билет №7

7.1.Формирование эмоциональной сферы младших школьников Огромное значение в нач.шк. имеет целенаправленная работа классного руководителя по сохранению и развитию положительных эмоций ребёнка. Это влияет на результативность учебной деятельности. Положительные эмоции будят интерес к учёбе, усиливает соц.связи, способствует естественной адаптации ребёнка в детском коллективе. Важно развивать и стимулировать эмоцию удивления. Выстраивается эмоциональная цепочка «удивление- радость-интерес» что приводит к включению в активную работу механизмов саморегуляции и самовоспитания. Каждый ребёнок, переступивший порог школы, рассчитывает на учебный успех, если этого не происходит, включаются негативные эмоции, которые отрицательно воздействуют на все компоненты позиции. Эмоциональное составление связано  с  мыслительной деятельностью: радость способствует выполнению познавательной задачи, отсутствие её тормозит работу. Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся, отрицательные – уменьшают. Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения, развёртывания процесса достижения цели, завершение выполнением принятого решения. Способность  к волевому усилию снижена у людей в угнетенном сознании, у равнодушных. Но надо учить детей не бояться отрицательных эмоций, быть готовыми к ошибкам и неудачам, иначе возникает разбалансировка чувств, эмоциональные расстройства. Какие бывают виды расстройств? Ребёнок с пониженным настроением- удручённый, мрачный; ребёнок, испытывающий страх и  тревогу – обеспокоенный, скованный, напряжённый; ребёнок, переживающий эйфорию – импульсивный, хвастливый, переживает чувство превосходства;  ребёнок переживающий дисфорию – угрюмый, злой, недовольный, резкий, раздражительный. Чередование частое – положительных и отрицательных эмоций характерна для детей – невротиков.   Негативные эмоции приводят к эмоциональной проблемам – «ярлыкам»   Ярлык 1.- «Я недостаточно хорош», Ярлык 2 –«Я беспомощен или я бессилен», Ярлык 3 «Я чужой», 4 проблема сверх ответственность. Есть ещё две эмоциональные проблемы: агрессивность детей (ведут  вызывающе, не  слушаются, драчливы и др.) и исперактивность детей (делают несколько дел, но не доводят до конца, эмоционально не сдержаны). Путь решения: чёткость и постоянство требований. Учитель для формирования эмоций –волевой сферы должен не бояться выражать свои положительные эмоции по отношению к детям, чаще использовать просьбу и поощрение.