Понятие политической системы общества и её структура. Свойства, типы и функции политической системы общества, страница 8

В соответствии с особенностями политических традиций и менталитета народа американский политолог Г. Алмонд выделял англоамериканскую, континентально-европейскую, тоталитарную и доиндустриальную политические системы. Дж. Коулмен писал о конкурентной, полуконкурентной и авторитарной системах, а Д. Эптер – о диктаторской, олигархической, косвенно-представительной и прямой представительной системах. Л.С. Санистебан, используя исторический подход, описал в качестве существовавших в различные эпохи следующие политические системы: империя, конфедерация, современное национальное государство.

Достаточно часто классификация политических систем осуществляется по типам политического режима. В этом случае выделяют тоталитарные, авторитарные и демократические политические системы. Иногда к ним добавляют либеральный тип политической системы. По форме государства политические системы подразделяются на монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские или президентские). По административно-территориальному устройству страны политические системы делятся на унитарные, в которых действует единая централизованная система органов государственной власти и правосудия и федеративные, в которых составляющие ее политические единицы, обладают некоторой политической самостоятельностью.

В современных условиях в зависимости от степени и направленности политических изменений различают традиционные и модернизированные политические системы. Для первых характерны устаревшие принципы организации общества, неразвитость элементов гражданского общества и форм политического поведения, консерватизм в осуществлении общественно необходимых структурных изменений, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ властвования. Модернизированные политические системы отличаются провозглашением в качеств е общей цели членов общества модернизацию важнейших организаций, институтов и учреждений. Целью политической модернизации объявляется преодоление противоречий, порождаемых наличием в обществе глубоких социальных контрастов.

Политическая система – живое, активно действующее образование, оказывающее существенное влияние на познавательную и предметно-практическую деятельность личности и общества. Свое социальное предназначение и роль она реализует посредством осуществления ряда функций. Знание функций политической системы, с одной стороны, позволяет понимать недоступные обыденному восприятию причинно-следственные связи и зависимости в общественно-политической жизни. Это позволяет субъектам политики вырабатывать реалистические практические решения, определять действенные формы и способы деятельности по преобразованию социальной действительности. С другой стороны, анализ функций показывает возможности и пределы политической системы в регулировании и регламентации общественных отношений.

В научной литературе имеются различные подходы к выделению и характеристике функций политической системы. Не останавливаясь подробно на их раскрытии, следует отметить достаточно часто встречающуюся неточность, которая в логике называется подменой тезиса. Так, по словам одного из авторов, ценность введения в научный оборот понятия политической системы состоит в том, что «акцент стал делаться не столько на том, какова сущность власти, сколько на проблеме ее конкретных функций, на том, что и как она делает». В действительности же функции власти и функции политической системы – суть разные вещи. Вторые призваны предупредить абсолютизацию власти, ограничить или корректировать её роль в обществе.

Политические системы организуются и функционируют не только по воле власти, но и при согласии всего населения с существующим порядком властвования. Это согласие основывается на исторических обычаях и традициях, безразличии людей к власти, их страхе или убеждении в том, что власть адекватно выражает интересы личности, государства и общества. Поэтому управление и подчинение являются взаимодополняющими аспектами любой политической системы и ее функции не сводятся только к отправлению власти.