Частью общественного сознания является военная идеология. Она представляет собой систему взглядов и идей, выражающую отношение субъектов политики к войне и другим формам вооруженного насилия, а также к армии как главному инструменту осуществления военной политики. Это отражение и осмысление людьми военно-политического бытия и ценностное отношение к нему. Они складываются в виде обыденных взглядов и представлений, формирующихся на основе житейского опыта человека, и научно обоснованных идей и принципов, являющихся продуктом теоретической деятельности ученых, политиков, публицистов.
В политическое сознание входят политические идеалы и ценности, политические представления и убеждения, теоретические и эмпирические знания – политическая идеология и политическая психология, в том числе коллективное бессознательное. Эти составляющие политического сознания формируются и проявляются на индивидуальном, групповом и массовом уровнях. Вследствие этого, в духовной жизни любого общества всегда имеет место плюрализм мнений и позиций. Это обусловлено тем, что политические факты не нейтральны, они плохо поддаются спокойному и объективному изложению. Более того, как писал К. Шмитт, «все политические понятия, представления и слова имеют полемический смысл; они предполагают конкретную противоположность, привязаны к конкретной ситуации, последнее следствие которой есть … разделение людей на группы «друг-враг». В военной идеологии эта полемичность проявляется в сосуществовании и борьбе пацифистских и милитаристских установок.
В научной литературе есть и другой подход к раскрытию структуры политической системы общества. В соответствии с ним, она представлена следующими подсистемами:
– коммуникативная подсистема, представляющая собой совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между нациями, классами, социальными группами и отдельными индивидами, политическими институтами и организациями по поводу их участия в государственной власти;
– институциональная подсистема, включающая политические институты и учреждения;
– идеологическая подсистема, охватывающая теоретический (политическая идеология) и эмпирический (политическая психология) уровни политического сознания;
– нормативная (регулятивная) подсистема, объединяющая законодательные акты, политические правила и нравственные принципы, которые определяют и регулируют политическую жизнь общества;
– культурная подсистема, выступающая как интегрирующий фактор, способный с помощью культурных ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую систему в целом. Как считал Г. Алмонд, всякой политической системе присущ определенный образец ориентаций (когнитивных, аффективных и оценочных) субъекта на политическое действие, который он и называет политической культурой;
– функциональная подсистема, как совокупность ролей и функций политических субъектов, форм и направлений, способов и средств их политической деятельности.
Кроме того, иногда выделяются ценностная, информационная и другие подсистемы, которые, строго говоря, являются детализацией уже названных подсистем.
Политическая система, наряду с экономической, социальной, духовно-идеологической, информационной и т.д., представляет одну из систем общества. Она, по сравнению с другими системами, занимает ведущее положение в обществе, что определяется её свойствами и функциями.
2. Свойства, типы и функции политической системы общества
Политическая система представляет собой внутренне организованное, субординационно-координационное структурное образование. Обеспечивая организацию, функционирование и реализацию политической власти она обладает рядом только ей присущих свойств, позволяющих эффективно воздействовать на социальные отношения. В современной политической науке принято выделять следующие основные свойства политической системы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.