Понятие политической системы общества и её структура. Свойства, типы и функции политической системы общества, страница 10

5. Внедрение определенных правил политического поведения людей. Эта функция политической системы заключается в том, что политическая система обеспечивает предельно широкое регулирование поведения людей в обществе. Однако, уместно напомнить, что есть разные способы социальной регламентации и регулирования общественной жизни. Право и государственное принуждение – один из них. Другие (политическая мораль, политические традиции, политические идеалы и др.), вырабатываются невластными, негосударственными механизмами политической системы. Но все они вкупе служат средством обеспечения контроля за соблюдением законов и правил, пресечения действий, нарушающих политические нормы.

7. Обеспечение политического участия граждан, под которым понимаются все виды добровольных действий, с помощью которых отдельные индивиды, создаваемые ими группы и общности прямо или опосредованно включаются в дела государства, в его организацию и деятельность и тем самым в формирование публичной политики. В предельно широком значении политическое участие масс (от случайных разговоров о политике до активных целенаправленных действий политических партий и других образований) становится возможным благодаря наличию многогранной и диверсифицированной политической системы. Именно она обеспечивает мобилизацию ресурсов общества на достижение общественно значимых целей.

6. Политическая социализация членов общества. В процессе реализации этой функции политической системы в обществе складываются определенные условия приобщения людей к миру политики, усвоения политических традиций, норм и правил ее осуществления. В результате люди на всех этапах своей жизни, поддерживают или изменяют основные нормы политической культуры. Политическая социализация включает в себя все виды политического обучения: государственное, общественное и религиозное, формальное и неформальное, стихийное и управляемое. Она на протяжении более или менее длительного исторического периода обеспечивает относительное единообразие политико-культурных норм и стандартов поведения членов политической общности.

Социальная роль политической системы нередко в научной и учебной литературе рассматривается также и через анализ ее функционального предназначения, основанного на наличии у нее потенциальных исполнительских возможностей. В данном случае акцент делается не на реальных результатах функционирования политической системы, а на имеющихся у нее внутренних резервах и ресурсах. Принято выделять четыре группы исполнительских возможностей политической системы:

1) интегративные возможности – это возможности политической системы формировать общество национального единства и рациональной бюрократии путем создания соответствующих политических институтов;

2) интернациональные возможности – способность политической системы налаживать разного рода международные и межгосударственные контакты;

3) возможности участия – это резервы и ресурсы политической системы по формированию гражданской политической культуры и демократической политической структуры;

4) распределительные возможности – возможности политической системы по распространению определенных жизненных стандартов людей, согласованию принципов их реализации между политической, экономической и социальной структурами общества.

Политическая система своими функциями служит сплочению, консолидации общества и поддержанию стабильности его развития. При всей их относительной самостоятельности, они взаимосвязаны и дополняют друг друга, так как действенность каждой из них зависит от степени реализации всех других. В то же время не только в теории, но и на практике возможна гипертрофия отдельных функций, что на деле будет означать не разрушение, а перерождение политической системы. Так в современных индустриально развитых странах существующие политические системы все более слабо осуществляют функцию привлечения граждан к политическому участию. Это проявляется в устойчивом массовом абсентеизме, нарастающем неприятии людьми политики и их отчуждении от нее, что дает основание говорить о несовершенстве демократии в постиндустриальных и информационных обществах.