Специфический институт политической организации составляют вооруженные формирования. Это наиболее общее название групп и подразделений, оснащенных техническими средствами физического насилия (оружием), находящихся под командованием лица ответственного перед создавшими их институтами или общностями и подчиняющихся внутренней дисциплинарной системе. Вооруженные формирования могут принадлежать государственным, национальным, религиозным или другим общественно-политическим структурам. Они подразделяются на два наиболее общих типа – законные и незаконные. Законные вооруженные формирования создаются государством или негосударственными общественно-политическими образованиями в соответствии с действующим национальным законодательством и требованиями международного права. К ним относятся создаваемые государством регулярная армия, другие, в том числе иррегулярные войска, а также военизированные формирования (специальные спасательные отряды, части пожарной охраны, милиция и полиция, военно-строительные отряды и т.п.). Кроме того, иногда создаются негосударственные, но действующие под эгидой государства и в его интересах структуры (казачество в дореволюционной России, партизанское движение в годы Великой Отечественной войны, отряды народного ополчения в современном Дагестане и др.).
Незаконные вооруженные формирования относятся к образованиям, которые носят противоправный характер и могут вести военные действия против официальной политической власти и государственных структур. Они, как правило, создаются поднявшимся на борьбу классом, нацией, народом в защиту своих интересов. К незаконным вооруженным формированиям относятся также формирования, создаваемые экстремистскими движениями и террористическими силами, мафиозными, преступными группировками. Эти формирования порою достигают значительной численности, обладают современным вооружением, имеют крупные материальные средства и международные связи.
Еще одним слагаемым политическойсистемы общества являются правовые и политические нормы. Они представляют собой совокупность различного рода установлений, которые определяют порядок и правила функционирования политической системы, жизнедеятельности людей в политической сфере. Речь идет о писанных и неписанных требованиях, своего рода «правилах политической игры», которые определяют разрешенные и допустимые формы, методы политической деятельности и борьбы. Разумеется, эти правила не имеют абсолютной силы. История знает немало фактов, когда и власть (государство) и оппозиция используют нелегитимные, а то и нелегальные средства борьбы со своими оппонентами. К правовым и политическим нормам относятся: нормы национального законодательства и международного права, уставные нормы общественно-политических объединений, национальная мораль, политические традиции и этика, религиозные каноны и другие правила и установления, регулирующие политические отношения. В системе государственного права особое место занимает военное право – совокупность установленных государством общеобязательных для государственных учреждений, общественных организаций, должностных лиц и граждан юридических норм и правил, регулирующих отношения в области обеспечения военной безопасности, обороны и военного строительства, а также жизнедеятельность вооруженных сил.
Неотъемлемую часть политической системы общества составляет политическое сознание.Это форма идеального отражения процессов и явлений окружающего мира сквозь призму реальных политико-властных отношений в обществе, способ их понимания и объяснения в мышлении людей. Как таковое оно охватывает совокупность представлений и чувств, взглядов, оценок и установок, идеей и концепций, выражающих отношение людей к осуществляемой и желаемой политике, а также определяющих способность и готовность человека к участию в управлении делами общества и государства, его политическое поведение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.