АМАТОВА Г. М., АМАТОВ М. А. Математика: учебное пособие для факультетов подготовки бакалавров образования в области начального образования и учителей начальных классов педагогических высших учебных заведений. — М., Московский психолого-социальный институт, 1999. — 488 с.
§7. Определение понятий. (с. 65-71)
7.1. Объем и содержание понятий.
Развитие математики, так же как и любой другой науки, требует введения все новых понятий. На первых этапах познания окружающего мира возникали понятия, охватывающие довольно узкие классы объектов. Каждый шаг вперед в познании связан с введением все более общих понятий, объединяющих в себе множество объектов или отношений.
Термин "понятие" соединяет в себе целый класс объектов или отношений произвольной природы, обладающих определенным характеристическим свойством или целым набором таких свойств. Например, понятие "четырехугольник" обозначает класс всевозможных многоугольников, обладающих свойствами: иметь четыре стороны; иметь четыре вершины; иметь четыре угла и так далее.
Понятия условимся обозначать малыми буквами латинского алфавита: а,b,с, …
Всякое понятие характеризуется объемом и содержанием.
Определение 2.22. Объемом понятия а будем называть множество А объектов или отношений, охватываемых данным понятием.
Примеры: 1. Объемом понятия а - ""хвойное дерево" является множество А = {ель, сосна, кедр, ..., лиственница}. 2. Объемом понятия b - "однозначное натуральное число" является множество В = {1,2,3,4,5,6,7,8,9}.
Определение 2.23. Содержанием понятия а будем называть множество всех свойств, каждое из которых присуще любому элементу множества А.
Примеры: 1. Перечислим свойства, составляющие содержание понятия "биссектриса угла": а) быть лучом; б) исходить из вершины угла; в) делить угол пополам. 2. Перечислим свойства, составляющие содержание понятия "существительное" : а) быть частью речи; б) обозначать предмет; в) отвечать на вопрос " кто?" или " что?". Свойство " обозначать одушевленный предмет" не входит в содержание понятия " существительное", так как этим свойством обладают не все существительные.
7.2. Отношения между понятиями.
В зависимости от отношений между объемами понятий определяются отношения между самими понятиями.
Определение 2.24. Понятия а и b называются несовместимыми если объемы этих понятий не пересекаются, то есть АВ= Æ
Например, несовместимыми являются понятия: "горная порода" и "атмосфера"; "часть речи" и "знак препинания".
Определение 2.25. Понятия a и b называются совместимыми, если объемы этих понятий находятся в отношении пересечения, то есть АВ ¹ Æ
Примерами совместных являются следующие понятия: "ромб" и " прямоугольник"; " нечетное число" и " простое число"; " хвойное дерево" и "растение".
Если объем понятия а является собственным подмножеством объема понятия b, то есть, если
А В и А ¹ В , то говорят:
1)понятие а является видовым по отношению к понятию b; понятие b - родовым по отношению к понятию а;
2) понятие а уже, чем понятие b , а понятие b шире понятия а;
3) понятие а есть частный случай понятия b, а понятие b есть обобщение понятия а.
Например, понятие "трапеция" - частный случай понятия "четырехугольник"; понятие "часть речи" - обобщение понятия " существительное".
Определение 2.26. Понятия а и b называются тождественными (равносильными), если объемы этих понятий равны, то есть А = В.
Примерами тождественных понятий являются следующие: "окружность" и "граница круга"; "равносторонний треугольник" и "равноугольный треугольник".
Определение 2.27. Понятия а и b называются противоположными, если объемы этих понятий являются дополнениями друг друга, то есть Ø = В и ØВ = А .
Например, понятия "четное число" и "нечетное число" противоположны на множестве N натуральных чисел.
7.3. Способы определения понятий.
При изучении понятий в любой науке им дают определения. Определить понятие - значит указать способ, с помощью которого можно отделять объекты или отношения, охватываемые данным понятием, от всех других объектов или отношений. Для того, чтобы определить понятие, надо указать его место в ряду других понятий данной науки, выявить его связи, зависимости от других понятий. Таким образом, определяя понятие, приходится совершать некоторую логическую операцию, в результате которой формулируется предложение, раскрывающее содержание понятия. Сами предложения при этом называются определениями. Формулировать эти предложения можно по-разному. В зависимости от этого различают способы определения понятий.
В первую очередь будем различать вербальные (словесные) и невербальные определения.
Невербальное определение - это определение понятия путем непосредственной демонстрации объектов, охватываемых этим понятием, или приведения контекста, в котором содержится то или иное понятие.
Невербальные определения используются на начальном этапе изучения предметов или отношений. Поэтому учитель начальных классов должен быть знаком с ними особенно хорошо. Невербальные определения используются при изучении геометрического материала. С помощью непосредственной демонстрации соответствующих моделей в начальных классах вводятся понятия: "круг", "многоугольник", "прямой угол" и другие. Такие невербальные определения называются остенсивными (от лат. ostendere - показывать).
Отношения: "больше", "меньше", "равно" в начальных классах определяются с помощью приведения контекста "равно - это значит столько же". Такие невербальные определения называются контекстуальными.
В дальнейшем по мере накопления запаса знаний происходит накопление понятий, развивается язык и способность к обобщению. Все это дает возможность определять неизвестные понятия через известные. Так появляются вербальные определения. Во всяком таком определении выделяются определяемое и определяющее понятия.
Например, в определении "Параллелограммом называется четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны" понятие "параллелограмм" является определяемым (по лат. definiendum, сокращенно - Dfd), а понятие "четырехугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны" - определяющим (по лат. definiens, сокращенно - Dfn).
Между определяемым и определяющим понятиями ставится специальный знак или
( или ) который читается «равносильно по определению или равно по определению» .
Общая схема вербального определения выглядит так:
DfdDfnили Dfd Dfn .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.