Глава 5. МЕТАЛЛЫ И МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
§1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ТРЕБОВАНИЯ
Через морские порты проходит большое количество металлов и металлоизделий. Металлы провозят в виде слитков (чушек), сигар, плиток, листов, металлического лома. К металлоизделиям относят трубы, рельсы, прокат черных и цветных металлов, крепежные и скобяные металлоизделия, детали рельсовых путей, детали ходовых частей железнодорожного подвижного состава, проволоку и др. Металлоизделия значительной номенклатуры перевозят в ящиках как обычный тарно-штучный груз, поэтому они рассматриваются в гл. 4. Слитки цветных металлов часто перевозятся в пакетированном виде. В этом случае они рассматриваются в гл. 6.
Металлогрузы можно разделить по способу перевозки и хранения на две группы. В первую входят грузы, которые перевозят и хранят на складах порта без поштучной укладки. Перегрузку их могут осуществлять с помощью электромагнитов, многочелюстных грейферов или специальных емкостей в виде ковшей, парашютов и др. К таким грузам относят чугун в чушках, металлический лом, крепежные изделия, детали рельсовых путей, проволоку-катанку и др.
Во вторую группу входят металлоизделия, которые перевозят и хранят в поштучной укладке в виде отдельных мест или укрупненных грузовых мест, образованных путем обвязки, стяжки, скрепления различными средствами. Ряд этих грузов относят к категории тяжеловесных (сталь в рулонах и пачках) или длинномерных (рельсы, трубы, шпунт). Обычно для их перегрузки применяют специальные грузозахватные приспособления, посредством которых грузы переносят по одному месту или групповыми подъемами.
Большинство металлогрузов хранят на открытых складах и перевозят в открытом железнодорожном составе. На морском участке металлогрузы перевозят обычно на универсальных сухогрузных твиндечных судах, как правило, в сочетании с более легкими грузами (комбинированная загрузка).
Металлогрузы, за исключением тех, которые попадают в категорию тарно-штучных или пакетированных, перегружают на универсальных перегрузочных комплексах, оборудованных портальными кранами грузоподъемностью от 10 т и выше. Перегрузочные комплексы имеют большую глубину территории и значительные открытые складские площади. Как правило, перегрузочные комплексы оборудованы от одной до трех линий тыловых портальных кранов, которые при перемещении груза из прикордонной в тыловую зону (и обратно) передают его от одного к другому.
Перемещение грузов с причала в тыловую зону может осуществляться с помощью трейлеров и прицепов, буксируемых колесными тракторами, ролл-трейлеров или безрессорных полуприцепов, буксируемых портовыми тягачами, платформенных полуприцепов, буксируемых магистральными тягачами. Для транспортировки на небольшие расстояния могут использоваться автопогрузчики с боковым расположением грузоподъемника и специальные портальные погрузчики.
При больших объемах грузопереработки перегрузка металлогрузов может осуществляться на специализированных перегрузочных комплексах с причальными перегружателями большой производительности и козловыми кранами на складе для обработки железнодорожного подвижного состава. Груз от причального перегружателя к тыловым передают при помощи средств внутрипортового транспорта. Технологические процессы перегрузки металлогрузов характеризуются относительно высокой производительностью и интенсивностью обработки транспортных средств. Как правило, они комплексно-механизированы.
§ 2. МЕТАЛЛЫ В СЛИТКАХ И ОТЛИВКАХ
К металлогрузам в слитках и отливках относят: чугун в чушках, слябы, блюмсы, свинец и др. Цветные металлы в укрупненных отливках, лом черных и цветных металлов.
Чугун в чушках, который перевозят, хранят и перегружают навалом, может быть магнитных и немагнитных марок. Первый можно перегружать с помощью электромагнитов, второй нельзя перегружать таким способом.
Перегрузку чугуна в чушках при прохождении груза с суши на море производят по таким технологическим схемам:
полувагон — кран (электромагниты) — трюм;
полувагон — кран (электромагниты) — ковш — кран (подвеска) — трюм;
полувагон — ковш — кран (подвеска) — трюм.
Выгрузку из полувагонов чугуна магнитных марок производят с помощью крана, оснащенного траверсой со спаренными электромагнитами. Освобождение груза осуществляют на высоте не более 2,0 м от слоя груза или 0,5 м от покрытия склада или настила трюма. При невозможности или нежелательности использования электромагнита для загрузки судна по различным причинам груз из полувагона или со штабеля на складепри помощи крана с электромагнитами загружают в ковш, установленный рядом с вагоном или штабелем.Затем ковш подается краном с четырехкрюковой подвеской-самоотцепом в трюм судна. Загрузка трюма производится равномерно по всей площади трюма ровным слоем высотой до 2,0 м в трюме и 0,8—1,0 м в твиндеке. При загрузке подпалубных пространств чугуном любых марок используют штивующие (удлиненные) ковши.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.