Наливные грузы. Технологические условия и требования. Сырая нефть и нефтепродукты

Страницы работы

Содержание работы

Глава 9 НАЛИВНЫЕ ГРУЗЫ

§ 9.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

К числу наливных грузов, перевозимых на специализированных судах-танкерах, относятся нефтепродукты многочисленных видов и сортов, растительные масла, животные жиры, вина, сжиженные газы, химические грузы. Наибольшую долю среди этих грузов составляют нефть и нефтепродукты. Всего существует свыше 300 наименований наливных грузов.

При перевозке, хранении и перегрузке этих грузов необходимо учитывать их специфические свойства: вязкость, огнеопасность, испаряемость, взрывоопасность,  упругость   паров, вредное влияние на организм человека, корродирующее воздействие на металлы и др.

Жиры и масла характеризуются йодным числом, кислотным числом, способностью к окислению, вязкостью, восприимчивостью к запахам. Окислительные процессы в них активизируются от контакта с металлами, особенно с медью, поэтому трубопроводы для перекачки растительных масел и жиров изготовляются из нержавеющей стали. На интенсивность окислительного процесса также влияет повышение температуры.

Спирты обладают многими свойствами, присущими   нефтепродуктам. Спирты огнеопасны,  взрывоопасны, способны к приобретению заряда статического электричества. Отличаются интенсивной испаряемостью. Все спирты характеризуются наркотическими и токсичными свойствами.

Сжиженные углеводородные газы имеют ряд следующих особенностей:

опасность в пожарном отношении;

малая плотность (0,47); значительное изменение плотности и объема при нагревании.

Аммиак при концентрации 14 — 26% становится взрывоопасным, но не горит; при концентрации свыше 26% — горит, но не взрывается. Аммиак в газообразном состоянии вызывает раздражение слизистых оболочек глаза,   носоглотки,   полости   рта, удушье. При попадании на кожу жидкого аммиака возникают сильные, долго не заживающие ожоги. Сжиженные нефтяные газы и аммиак сохраняются в жидком состоянии при положительных температурах лишь под давлением, превышающем уровень кипения газов при данной температуре.

Сжиженные природные газы и этилен не могут сохраняться в жидком состоянии при плюсовых температурах. Такие газы перевозятся глубоко охлажденными. Например, температура перевозки   метана   составляет —161°С.

Жидкие химические грузы могут иметь самые разнообразные свойства и часто относятся к разряду опасных грузов. Поэтому при их перегрузке следует принимать особые меры предосторожности.

Наливные грузы транспортируются по магистральным трубопроводам, на специальных наливных судах и в железнодорожных цистернах.

В отличие от танкеров для перевозки сырой нефти, на которых грузовые системы максимально централизуются и все насосы сосредотачиваются в общем помещении, танкеры для перевозки нефтепродуктов часто оборудуются палубными или погружными насосами, каждый из которых обслуживает самостоятельный танк с соответствующей сетью грузовых и зачистных трубопроводов.

Перевозка наливных грузов по железной дороге производится в цистернах, имеющих в верхней части люк для погрузки и для ввода в цистерну подогревающих устройств, а в нижней части — клапан для выгрузки жидкости самотеком. В настоящее время эксплуатируются четыре основные типа цистерн вместимостью 50—120 м3. Имеются специальные цистерны для перевозки спирта (отличительной особенностью их является наличие деревянного защитного устройства, закрывающего котел цистерны), кислот, молока и т. д. Однако специальных цистерн мало, поэтому многие наливные грузы можно перевозить в обычных цистернах.

Хранение нефтепродуктов осуществляется на нефтебазах, т. е. на специализированных хранилищах нефтепродуктов, вместимость которых должна быть не менее вместимости расчетного типа судна.

По своему устройству нефтебаза представляет комплекс  производственных сооружений и объектов, основными из которых являются: резервуарный парк, состоящий из подземных, полуподземных и наземных баков; приемные и раздаточные устройства, через которые нефтепродукты поступают в резервуары на нефтесклад; сеть трубопроводов, связывающих приемные устройства с насосной станцией, резервуарами и раздаточными пунктами; насосные установки для перекачки нефтепродуктов; котельная с паросиловыми и теплофикационными сетями; водопровод для технических и противопожарных мероприятий; устройства   для   приема и очистки балластных вод.

§ 9.2. СЫРАЯ НЕФТЬ И НЕФТЕПРОДУКТЫ

Сырую нефть, и нефтепродукты, а также ряд химических грузов (в том числе сжиженные газы) перерабатыают на специализированных причалах (комплексах),  расположенных, как правило, в отдельных закрытых бухтах и гаванях. Особенностью перегрузки нефтепродуктов в морских портах является то, что прием этих грузов, хранение и дальнейшая отправка производятся не портом, а нефтебазами Главнефтесбыта. Производственные функции портов при погрузке и разгрузке танкеров имеют ограниченный характер.

Ответственным моментом организации грузовых работ является подготовка танкера к приему груза, кото рая состоит из двух основных этапов;

мойки и дегазации танков; технологических операций по подготовке к приему груза.

Технологические операции по подготовке судна к приему груза включают: осмотр танков изнутри; проверку качества прокладок на крышках горловины; проверку свободы вращения задраек; заземление судна; закрытие палубных   шпигатов   деревянными пробками, обмазанными   раствором цемента; открытие клапанов газоотводной системы в каждом танке; постановку на смотровые глазки горловин пламегасительных сеток; установку поддонов у места соединения судовых приемников с гибкими шлангами;

оборудование пожарного поста у места приема груза; закрытие клапанов пенотушителя и системы подсушки воздуха; откачку балласта из грузовых танков; закрытие танков и приемного трубопровода; проверку закрытия моечных люков, контрольных кранов, расширителей; закрытие помещений для курения; закрытие кингстонов.

Специализированные перегрузочные комплексы для переработки наливных грузов содержат причалы с оборудованием, насосные, резервуары для зачистки трубопроводов, эстакады для обработки железнодорожных цистерн основных элементов: рабочей платформы (причальная часть), предназначенной для размещения всего перегрузочного оборудования   причала;

Похожие материалы

Информация о работе