Выступление
. Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста.Сюжетно-ролевая игра появляется в жизни ребёнка постепенно. Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ею руководить.
Цель исследования: выявить пути формирования игровых умений в сюжетно-ролевой игре у детей 4-го года жизни.
Объект исследования: сюжетно-ролевая игра. Предмет исследования: формирование игровых умений в сюжетно-ролевой игре у детей четвертого года жизни.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и выявить сущность сюжетно-ролевой игры как деятельности и особенности ее становления у детей 4 года жизни.
2. Рассмотреть различные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей, специфику игрового взаимодействия взрослых с детьми младшего дошкольного возраста. 3. Провести опытно-экспериментальную проверку и определить эффективность педагогических условий, необходимых для развития игровых умений в сюжетно-ролевой игре у детей младшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитие игровых умений в сюжетно-ролевой игре детей младшего дошкольного возраста может быть успешным, если воспитателем будет соблюдаться общая стратегия игрового взаимодействия с детьми в соответствие с их возрастными особенностями.
Изучив психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы увидели, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для развития личности ребенка, она является основной развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия о человеческих взаимоотношениях - формируются и развиваются все стороны личности ребенка.
Мы изучили особенности развития сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста и содержание программы «Детство» по соответствующему разделу.
В исследованиях многих ученых доказана важность своевременного формирования игровых умений детей таких как : распределение ролей, ролевое поведение, игровые действия ,использование атрибутики и предметов -заместителей, использование ролевой речи, выполнение правил.
Мы увидели, что существуют разные подходы к руководству сюжетно-ролевой игрой. Р.И.Жуковская и Д.В.Менджерицкая рекомендуют использовать в совокупности приёмы косвенного воздействия и приёмы прямого руководства. Михайленко Н.Я. и Короткова Н.А. основной путь руководства играми детей видят во взаимодействии взрослого с ребёнком в игре. Они раскрывают общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми на разных этапах дошкольного детства. Практически все авторы сходятся во мнении, что путь развития игры младшего дошкольника – это совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащённой игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействии малышей с игрушками, предметами, предметами-заместителями.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ № 34 Выборгского района с детьми 2 мл. гр. (дети в возрасте от 3-х до 4-х лет). По списку в группе 19 человек, из них 8 девочек, 11мальчиков. Стабильно посещают группу 12 человек, 6 девочек и 6 мальчиков, с которыми и проводилась опытно-экспериментальная работа. Все дети группы посещали группу раннего возраста, что предполагает, что с ними уже проводилась целенаправленная педагогическая работа по развитию игровой деятельности.
В дошкольном учреждении реализуется образовательная программа «Детство», в которой дана характеристика возможностей детей в освоении сюжетно-ролевой игры и представлено описание уровней освоения игровой деятельности. Опытно-экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.