ВЫСТУПЛЕНИЕ
Вашему вниманию представляется выпускная квалификационная работа на тему: «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей третьего года жизни»
Данная тема является актуальной, так как на этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль: идет накопления чувственных представлений об окружающим мире. Профессор Николай Матвеевич Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Одним из средств сенсорного воспитания детей является дидактическая игра.
Цель данной работы: раскрытие возможностей дидактических игр в формировании основ сенсорной культуры детей третьего года жизни.
Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста. Предмет: сенсорное развитие детей третьего года жизни с помощью дидактической игры. Гипотеза: дидактические игры будут эффективным средством сенсорного развития детей третьего года жизни, если они: - подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; - предусмотрена вариативность проведения одних и тех же игр - игры предполагают различный характер игровых действий.
Так же были определены задачи исследования, представленные в раздаточном материале.
Изучив работы многих ученых прошлого и современности по теме исследования (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. П. Сакулина, Э. Г. Пилюгина, и др.), мы познакомились с понятиями сенсорная культура, сенсорный эталон, перцептивные действия, рассмотрели этапы их освоения детьми. Также мы выяснили, что дидактическая игра, благодаря своей структуре, может оказывать большое влияние на сенсорное развитие ребенка. Изучив программу «Детство» по соответствующему разделу, мы определили содержание сенсорного воспитания детей 3-го года жизни.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГДОУ центр развития ребенка - детский сад № 96 Фрунзенского района, в 1младшей группе с детьми от 2-х до 3-х лет. В эксперименте приняли участие 11 детей.
В констатирующем эксперименте были намечены следующие задачи:
-Определить способность детей различать и называть 4 основных цвета .
-Выявить умения различать фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, называть: кубик, кирпичик, шарик.
- Определить умения различать и называть предмет по величине (большой, маленький)
Была использована диагностическая методика К.Л.Печоры, Г.В.Пантюхиной, Л.Г.Голубевой .
Данные констатирующего эксперимента отражены в таблице и диаграмме (Приложение 1,2). Все результаты представлены в количественных и процентных показателях.
Обобщая полученные данные мы увидели, что более высокие результаты у детей - в освоение величины, несколько хуже – в назывании цвета. Самые низкие показатели – в освоении формы.
На основании этих данных были определены задачи формирующего эксперимента
-Учить или упражнять в различении и назывании 4 основных цветов
-Закреплять умение различать, называть и группировать предметы по величине.
-Закреплять умение называть форму: шарик, кубик, кирпичик.
- Познакомить родителей с дидактическими играми по сенсорному воспитанию, которые можно использовать в домашних условиях.
Для решения поставленных задач была запланирована следующая работа, которая проводилась в течение 6 месяцев.
Для формирования представлений о величине мы проводили такие игры как: «ПОМИРИ ЕЖИКОВ», «ПОСАДИ БАБОЧКУ НА ЦВЕТОК»,«ПОМОГИ ЗАЙЧИКУ», и другие.
Для формирования представлений о цвете дидактические игры:«УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ»,«ПОМОГИ КУКЛАМ СОБРАТЬСЯ НА ПРОГУЛКУ»,«ПОМОГИ КУКЛЕ КАТЕ ПОДОБРАТЬ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ», и тому подобные.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.