Для формирования представлений о форме использовали игры: «РАЗЛОЖИ ПЕЧЕНЬЕ НА ТАРЕЛОЧКИ», «ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА», « ЗАШТОПАЙ ШТАНИШКИ».
Описание этих игр приведено в приложении № 3. Наглядный материал к некоторым представлен в раздаточных папках.
Данные игры проводились и в ходе совместной деятельности воспитателя с детьми (в подгруппах и индивидуально), и в виде игр-занятий, В ходе их организации мы стремились следовать таким правилам: а) Игры проводить эмоционально, в занимательной форме, с использованием сюрпризных моментов.
б) Использовать привлекательный наглядный материал, в котором игровой образ выразителен и понятен для ребенка. в)Использовать вариативность игрового материала.
При проведении дидактических игр мы учитывали специфику возраста детей и использовали соответствующие приемы : -Показ предметов в действии с их называнием; -Приемы сопоставления и наложения; -Показ ряда последовательных действий с предметами; -Создание проблемных ситуаций;
- вариативность действий.
При проведении игр деление на подгруппы осуществлялось не по возрасту, а с учетом освоения ребенком того или иного сенсорного признака, выявленного в первичной диагностике. Сначала проводили игры с достаточно простыми игровыми действиями, затем с более сложными.
В индивидуальной работе с детьми мы также использовали дифференцированный подход. Так, при проведении игры «Помири ежиков» с Аношко Гошей, показавшим высокий уровень освоения цвета и величины, мы усложняли задание – ему предлагалось подобрать яблочки не только по размеру, но и одновременно по цвету. Именно в индивидуальной работе с детьми возможно было максимально учитывать уровень сенсорного развития ребенка, подбирать игры соответствующего содержания, использовать необходимые приемы работы.
После того, когда все дети были ознакомлены с новой дидактической игрой, мы размещали ее в уголке сенсорного развития на видном месте, для самостоятельных игр. Конечно, контролировали, чтобы дети выполняли игровые действия правильно, при необходимости включались в игру ребенка, особенно когда требовалось называние сенсорного признака.
Проводилась также работа и с родителями.
Были оформлены в папки-передвижки консультации (Приложение 7), в которых информировали родителей о важности своевременного сенсорного воспитания, о том, какая работа может проводиться в семье по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной.
Оформили выставку дидактических игр и игрушек, разъясняли родителям, как играть в них с детьми, какие игрушки и дидактические игры можно приобрести для малышей, как оформить игровой уголок дома. Родители серьезно отнеслись к изучению внесенных материалов, задавали вопросы, интересовались ,как проводить игры с детьми дома, а затем делились успехами детей.
Для проверки эффективности проделанной работы, был проведен контрольный эксперимент. Результаты представлены в таблице и диаграмме (приложение 4-5).
Сопоставляя результаты первичной и итоговой диагностики (приложение 6), можно увидеть, что на этапе контрольного эксперимента не осталось детей с низким уровнем освоения того или иного сенсорного признака. Все дети лучше стали различать форму, величину, цвет предметов. Дети перестали допускать ошибки при выполнении действий соотнесения предметов по сенсорным признакам.
Более успешно дети освоили величину и цвет, менее успешно – форму. Яркий материал дидактической игры привлекал детей, помогал удерживать их внимание. Игровая задача позволяла им с интересом выполнять задание, показывать результат. Мы убедились, чтобы интерес к играм не падал, необходимо периодически менять игровой наглядный материал, игровую задачу.
Таким образом, соблюдая заявленные условия проведения эксперимента, мы подтвердили выдвинутую гипотезу: дидактические игры действительно являются эффективным средством сенсорного воспитания детей.
Благодарю за внимание
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.