В констатирующем эксперименте были намечены следующие задачи:
1. Проанализировать предметно-игровую среду в группе.
2. Выявить, как сформированы у детей отдельные игровые умения.
3. Определить общий уровень сформированности игровых умений у детей группы.
4. Выявить понимание родителями важности игр для развития детей и помощи ребенку в их организацию.
Для решения намеченных задач были определены следующие методы исследования:
- наблюдение (невключённое) за самостоятельными играми детей и ведение протоколов;
- использование диагностической методики Калининой Р. Р. «Психолого-педагогическая диагностика в детском саду» по определению уровня сформированности игровых умений
- анкетирование родителей.
Анализ предметно-игровой среды показал, что предметно-пространственная организация помещений группы служит интересам и настроениям ребёнка. В группе созданы игровые уголки такие как: семья, парикмахерская, повар, шофер, доктор.
Анализ протоколов наблюдений помог определить тематику игр, которая привлекала детей больше всего. Мы отметили что дети мало играют в игру доктор хотя атрибуты этой игры для них привлекательны. Но действия с ними носит манипулятивный характер.
Для определения уровня отдельных игровых умений, была использована диагностика, предложенная Калининой Р. Р. в методическом пособии «Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.
Анализ игровой деятельности осуществлялся по 7показателям:
1. Распределение ролей,
2. Основное содержание игры.
3. Ролевое поведение.
4. Игровые действия.
5. Использование атрибутики и предметов-заместителей.
6. Использование ролевой речи.
7. Выполнение правил.
Каждый показатель оценивается по 4 уровням.
Анализируя сформированность отдельный игровых умений (приложение 3, гистограмма 1) мы увидели, что наиболее хорошо у детей развиты такие игровые умения как: объединения для игры в пары (распределения ролей) – выше среднего у 8 человек (60%), использование ролевой речи 8 человек (60%), выполнения правил- 7 человек (58%) . Данные показатели представлены в таблице №1, приложение №2 и в гистограмме №1, приложение №3.
Так же мы определяли общий уровень игровых умений у каждого ребенка..
Соотносили данные наблюдений с предложенными в программе «Детство».получили следующие результаты: они отражены на диаграмме 1 9 (75%) человек могут быть отнесены к выше среднему уровню, 2 (17%) человека к среднему уровню и 1 (8%) человек к низкому уровню (диаграмма 1)
Такой достаточно высокий уровень освоения игры можно объяснить тем, что с детьми проводилась определенная педагогическая работа в группах раннего возраста. Было проведено анкетирование родителей. (приложение 6) Анализируя ответы родителей в данной анкете, можно увидеть, что все родители отнеслись заинтересовано, наиболее часто они называли такие игры как «Дочки-матери» («Семья»), «Шофер». Многие родители отмечали, что дети не пользуются предметами - заместителями. Мы видим, что только в некоторых семьях родители играют с детьми в сюжетно-ролевые игры.
Исходя из данных констатирующих экспериментов мы определили цель и задачи формирующего эксперимента и наметили следующую работу.
1.Обогащение жизненного опыта детей для расширения содержания игр «Доктор»
· Экскурсия в медицинский кабинет
· Чтение книг отрывок «Айболит» К. Чуковского, «Кукла заболела» Я. Райниса, «Чудесные таблетки» С. Михалкова.
· Рассматривание предметных картинок (медицинские инструменты) градусник, фонендоскоп, шпатель, шприц, грелка.
· Дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Кто что де лает?»
· Лепка: «Витаминки»
· Аппликация: «Строим детскую больницу».
2.Обогащение игрового опыта детей:
· Проведение обучающих игр воспитателем
· Внесение новых атрибутов для игры доктор и их обыгрывания ( градусник, фонендоскоп, шпатель, шприц, грелка, а также предметов-заместителей).
· Создание проблемной ситуации направленной на использование предметов – заместителей: не оказалось градусника – пусть палочка будет градусником.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.