Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
специальность 050704 «Дошкольное образование»
Составитель: Куракина И.Н.
2009
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 050704 «Дошкольное образование» и предназначена для педагогических колледжей, осуществляющих подготовку специалистов с квалификацией «Воспитатель детей дошкольного возраста».
Цель программы - способствовать формированию у студентов устойчивых профессиональных интересов, формированию профессионально значимых умений и навыков воспитателя, связанных с осуществлением диагностики, проектирования и конструирования педагогического процесса в ДОУ.
Задачи курса.
Формировать у студентов собственную педагогическую позицию, основанную на принципах гуманизма.
Развивать умение реально воспринимать педагогическую действительность и видеть перспективы ее дальнейшего развития.
Развивать умение использовать теоретические знания, полученные в ходе изучения различных учебных дисциплин, для анализа и оценки педагогических явлений, педагогических ситуаций.
Формировать представление о методах педагогической диагностики и умение применять их в практической деятельности.
Развивать умение проектировать педагогический процесс, следуя принципу личностно-ориентированного взаимодействия.
Способствовать раскрытию творческого потенциала студентов, развитию их педагогических способностей, обеспечивающих поиск наиболее эффективных способов решения сложных педагогических ситуаций, способностей к самостоятельному профессиональному творчеству.
Основные идеи курса.
· Основа обновления процесса воспитания и развития детей дошкольного возраста - его гуманизация. Важнейшее условие реализации этого принципа - личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, одним из существенных условий осуществления которого является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
· Педагогический процесс - это система взаимосвязанных деятельностей его субъектов - воспитателя и воспитанников. Уровень развития, воспитанности и обученности дошкольников во многом определяется стилем педагогического взаимодействия
· Высокий профессионализм воспитателей, владеющих средствами, формами и методами воспитания и обучения дошкольников, в том числе диагностическим инструментарием – основа эффективности педагогического процесса.
Курс "Психолого-педагогический практикум" входит в блок общепрофессиональных дисциплин и направлен на углубление и улучшение качества психолого-педагогической подготовки будущего специалиста. Изучение курса тесно связано со многими дисциплинами учебного плана: "Введение в педагогическую профессию", "Общие основы педагогики", "Дошкольная педагогика", "Психология", «Основы учебно-исследовательской деятельности», частными методиками.
В силу того, что данный курс имеет ярко выраженную практико-ориентированную направленность, он неразрывно связан с педагогической практикой в ДОУ, где студенты получают навыки исследовательской, проектировочной деятельности.
В штатном расписании определенных видов ДОУ предусматривается должность практического психолога, в обязанности которого входит проведение всех видов диагностической и коррекционной работы. Воспитатели должны уметь осуществлять педагогическую диагностику, на основании которой происходит проектирование педагогического процесса. Только имея достоверную информацию об уровне развития детей, педагог сможет целенаправленно спроектировать и реализовать процесс воспитания и развития, максимально учитывая особенности каждого ребенка.
Для наиболее эффективной реализации принципа личностно-ориентированного подхода в воспитании детей, воспитателю необходимо уметь выявлять индивидуально-личностные особенности дошкольников, чтобы выстраивать педагогически целесообразное взаимодействие с детьми демонстративного типа, тревожными, гиперактивными, агрессивными дошкольниками, проектировать работу с учетом этих особенностей.
Педагогическая диагностика направлена на выявление уровня сформированности у дошкольников различных видов деятельности, их эмоционального развития, межличностных отношений в группе сверстников. В данный раздел не включается диагностика развития и обученности детей по таким направлениям, как речевое, математическое, художественное развитие. Это объясняется тем, что данные вопросы рассматриваются в программах учебных курсов соответствующих частных методик, а диагностика психических познавательных процессов – в процессе изучения курса психологии.
Структура тематического плана программы определена с учетом целей, задач и требований к содержанию дисциплины, определенного государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 050704 «Дошкольное образование».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.