Министерство образования РФ
Российский государственный педагогический
университет им. А.И.Герцена
Конспект урока по дошкольной педагогике №2
Барабанова Екатерина студентка 5 курса
Санкт-Петербург
2010
Тема урока: «Сюжетно-ролевая игра дошкольника»
Тип урока: комбинированный
Длительность: 2 урока
Цель урока: Расширить представление студентов о своеобразии сюжетно-ролевой игры дошкольника
Задачи урока:
1) Формировать у студентов знания об особенностях сюжетно-ролевой игры;
2) Развивать умение студентов обобщать и делать выводы по изученной теме;
3) Активизировать знания студентов по изученной теме о теориях игры;
3) Воспитывать интерес к данной теме
План проведения урока:
1. Организационный момент (3 минуты)
2. Повторение пройденного материала (5-7 минут)
3. Изложение нового материала
4. Объяснение домашнего задания (5 минут)
Список литературы:
1. Игра дошкольника /Под ред. С.Л.Новоселовой.- М.:Просвещение, 1989;
2. Игра и дошкольник /Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой.- С-Пб.:Детство-пресс, 2007;
3. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре.- М., 1963;
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.:Академия, 1998;
5. Воспитателю о детской игре /Под ред. Д.В.Менджерицкая.- М.:Просвещение, 1982;
6. Дошкольная педагогика /Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой, ч.2 . – М.:Просвещение, 1988;
7. Эльконин Д.Б.Детская психология.- М.:Академия, 2007
Ход урока
Здравствуйте, уважаемые студенты! Рада вас снова увидеть. На прошлом уроке, мы продолжили изучение темы «Игра дошкольников», и рассмотрели игру с позиции, ведущего вида деятельности в дошкольной период, составили схему, отражающую влияние игры на развитие психических процессов и рассмотрели взгляды ученых на проблему теории игры.
Авторов, каких теорий игры мы рассмотрели?
В чем сущность каждой из этих теорий игр?
Ответы студентов:
1 - Иоганна Фридриха Шиллер и Герберта Спенсера – теория «Избытка жизненных сил»: в ребенке преобладает большое количество энергии, избыток энергии, которая нуждается в разгрузке. Такая разгрузка происходит именно в процессе игры. Игра в их понимание это своего рода клапан по выпусканию избыточной энергии, накопившейся в организме. Биологическая особь вступает в игру вынуждено, так как просто переполнена энергией, в том числе и мускульной, которую необходимо как-то и куда-то израсходовать, иначе в функционировании живой системы произойдут нежелательные изменения.
2 - Карла Гросса: теория «предупреждения»: источником игры являются инстинкты, т. е. биологические механизмы. Играя, ребенок готовится к будущему, упражняя и тренируя те силы, которые понадобятся ему в будущем для решения серьезных задач. Следовательно, игра — это подготовительная школа будущей жизни: таков основной смысл теории игры.
3 - Стенли Холла: теория «рекапитуляции»: выделяет 5 периодов (ступеней) развития культуры, соотнеся их с индивидуальным развитием ребенка: ребенок играет с песком, значит, он находится на ступени, который соответствует периоду дикости, Если проявляет интерес к уходу за животными – соответствует периоду пастушества.
Содержание этих этапов заданы генетически и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может. Холл разработал и представление о механизме, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специфическим механизмом.
4 - Зигмунд Фрейд: игра представляет собой проявление вытесненных стремлений, тенденций, то, что не удается реализовать в жизни. Ребенка побуждает к игре чувство собственной неполноценности. Не имея возможности в действительности доктором, шофером или воспитательницей, ребенок замещает эту реальную роль игрой. В этой вымышленной жизни он «изживает присущие ему влечение и желания».
Таким образом, игра становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от нее.
5 - Альфреда Адлера теория «компенсации»: стремление
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.