Конспект урока № 2 по дошкольной педагогике на тему: «Сюжетно-ролевая игра дошкольника»

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Министерство образования РФ

Российский государственный педагогический

университет им. А.И.Герцена

Конспект урока по дошкольной педагогике №2

                                                                                             Барабанова Екатерина студентка 5 курса

Санкт-Петербург

2010

Тема урока: «Сюжетно-ролевая игра дошкольника»

Тип урока: комбинированный

Длительность: 2 урока

Цель урока: Расширить представление студентов о своеобразии сюжетно-ролевой игры дошкольника

Задачи урока:

1) Формировать у студентов знания об особенностях сюжетно-ролевой игры;

2)  Развивать умение студентов обобщать и делать выводы по изученной теме;

3) Активизировать знания студентов по изученной теме о теориях игры;

3) Воспитывать интерес к данной теме

План проведения урока:

1. Организационный момент (3 минуты)

2. Повторение пройденного  материала (5-7 минут)

3. Изложение нового материала

4. Объяснение домашнего задания (5 минут)

Список литературы:

1. Игра дошкольника /Под ред. С.Л.Новоселовой.- М.:Просвещение, 1989;

2. Игра и дошкольник /Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой.- С-Пб.:Детство-пресс, 2007;

3. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре.- М., 1963;

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.:Академия, 1998;

5. Воспитателю о детской игре /Под ред. Д.В.Менджерицкая.- М.:Просвещение, 1982;

6. Дошкольная педагогика /Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой, ч.2 . – М.:Просвещение, 1988;

7. Эльконин Д.Б.Детская психология.- М.:Академия, 2007     

Ход урока

Здравствуйте, уважаемые студенты! Рада вас снова увидеть. На прошлом уроке, мы продолжили изучение темы «Игра дошкольников», и рассмотрели игру с позиции,  ведущего  вида  деятельности в дошкольной период, составили схему, отражающую влияние игры на развитие психических процессов и рассмотрели взгляды ученых на проблему теории игры.

Авторов,  каких теорий игры мы рассмотрели?

В чем сущность каждой из этих теорий игр?

Ответы студентов:

1 - Иоганна Фридриха Шиллер и Герберта Спенсера – теория «Избытка жизненных сил»: в ребенке преобладает большое количество энергии, избыток энергии, которая нуждается в разгрузке. Такая разгрузка происходит именно в процессе игры. Игра в их понимание это своего рода клапан по выпусканию избыточной энергии, накопившейся в организме. Биологическая особь  вступает в игру вынуждено, так как просто переполнена  энергией, в том числе и мускульной, которую необходимо как-то и куда-то израсходовать, иначе в функционировании живой системы произойдут нежелательные изменения.

2 - Карла Гросса: теория «предупреждения»: источником игры являются инстинкты, т. е. биологические механизмы. Играя, ребенок готовится к будущему, упражняя и тренируя те силы, которые понадобятся ему в будущем для решения серьезных задач. Следовательно, игра — это подготовительная школа будущей жизни: таков основной смысл теории игры.

3 - Стенли  Холла: теория «рекапитуляции»: выделяет 5 периодов (ступеней) развития культуры, соотнеся их с индивидуальным развитием ребенка: ребенок играет с песком,  значит,  он находится на ступени, который соответствует периоду дикости, Если проявляет интерес к уходу за животными – соответствует периоду пастушества.

Содержание этих этапов заданы генетически  и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может. Холл разработал и представление о механизме, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специфическим механизмом.

4 - Зигмунд Фрейд: игра представляет собой проявление вытесненных стремлений, тенденций, то, что не удается реализовать в жизни. Ребенка побуждает к игре чувство собственной неполноценности. Не имея возможности в действительности доктором, шофером или воспитательницей, ребенок замещает эту реальную роль игрой. В этой вымышленной жизни он «изживает присущие ему влечение и желания».

Таким образом, игра становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от нее.

5 - Альфреда  Адлера теория «компенсации»: стремление

Похожие материалы

Информация о работе