Смех и смеховая форма в жизни дошкольников, страница 8

Смех возникает позднее — по нашим наблюдениям, не раньше четвертого-пятого месяца жизни. И улыбка, и смех изначально возникают как реакция на действия взрослого. Иначе говоря, это пассивные смеховые проявления.

Баловаться дети начинают существенно позднее. Как «баловство» могут классифицировать действия ребенка лишь те взрослые, которые считают данного ребенка знакомым с нормами общественного поведения и признают за ним умение «себя вести». Баловство, таким образом, — это поведение, причем поведение непристойное; возможно, именно поэтому баловство часто вызывает смех других детей, которые его наблюдают, а порой ради этого смеха дети и балуются. По нашим наблюдениям, такое баловство начинает давать о себе знать не ранее чем на третьем году жизни.

Шутка — явление еще более высокого порядка, так как если баловство вызывает смех преимущественно действиями, то сущность шутки передается на вербальном уровне. Рождаясь, как правило, в определенной ситуации, шутка осмысляет ее, обычно с точки зрения каких-либо всеобщих ценностей, иногда ради этого утрируя или даже трансформируя образ этой ситуации. Так или иначе, шутка только тогда может считаться шуткой, когда результатом ее восприятия окружающими будет их искренний смех.

Таким образом, мы имеем ряд из двух «пассивных» (улыбка, смех) и двух «активных» (баловство, шутка) смехопроявлений, причем «активные» делятся на невербальные (баловство) и вербальные (шутка).

Для эксперимента подбирались дети разного возраста (от 3;8 до 7;2 лет), всего 30 человек, без существенных нарушений в развитии эмоциональной сферы. Экспериментатор в течение эксперимента старался вести себя по возможности нейтрально, чтобы не вызвать «отраженный» смех и другие эмоциональные проявления со стороны детей.

Видеоматериалы анализировались следующим образом. На первом этапе экспертов знакомили с критериями развития игровой компетентности Д.Б. Эльконина и просили по ходу просмотра оценить уровень игровой компетентности каждого ребенка.

Второй этап был посвящен выявлению смеховых проявлений. Экспертам раздавали бланки следующего образца

Улыбка

Смех

Шутка

Баловство

Ситуация 1

Ситуация 2

Ситуация 3

и просили отметить наличие/отсутствие этих смехопроявлений для каждого ребенка; при этом повторно демонстрировались те же видеоматериалы.

Результаты и их обсуждение

Полученные данные можно представить следующей таблицей:

Уровень

№ sit.

Улыбка

Смех

Шутка

Баловство

Итого

2 уровень (10 детей)

sit.1

6

10

0

0

16

sit.2

0

0

0

0

0

sit.3

10

0

0

0

10

Итого

16

10

0

0

26

3 уровень (10 детей)

sit.1

10

0

0

0

10

sit.2

6

6

0

0

12

sit.3

6

0

0

0

6

Итого

22

6

0

0

28

4 уровень (10 детей)

sit.1

10

10

0

9

29

sit.2

10

8

0

0

18

sit.3

10

10

1

10

31

Итого

30

28

1

19

78

Стоит заметить, что дети с ПЕРВЫМ УРОВНЕМ развития игровой компетентности еще не в состоянии играть по правилам, предложенным экспериментатором, (игра у них носит характер манипулятивных действий, когда о каком-либо сюжете еще не может быть и речи), поэтому эксперимент проводился с детьми, достигшими второго уровня.