На «нечувствительность, сопровождающую обычно смех», указывает Анри Бергсон [3; с. 187]. «Равнодушие — его (смеха. — Н.Щ.) естественная среда. У смеха нет более сильного врага, чем волнение. Я не хочу этим сказать, что мы не могли бы смеяться над лицом, которое внушает нам жалость, например, или даже расположение; но тогда надо на несколько мгновений забыть о расположении, заставить замолчать жалость. В обществе людей, живущих только умом, вероятно, не плакали бы, но, пожалуй, все-таки смеялись бы, тогда как души", настроенные в унисон с жизнью... никогда не узнают и не поймут смеха» (там же). «Словом, — заключает А. Бергсон, — смешное требует; таким образом, для полноты своего действия как бы кратковременной анестезии сердца. Оно обращается к чистому разуму» (там же).
На то, что «чувство комического... заключает в себе интеллектуальный момент как существенный компонент», указывал С.Л. Рубинштейн [18; с. 170].
Все эти соображения, так или иначе, говорят в пользу того, что смешное требует от нас некоторой эмоциональной «деприваций», «объективного», отстраненного и в этом смысле рефлективного отношения к смешному объекту. Если же говорить о самоиронии, то, как не кажется, она невозможна без рефлексии, без объективации собственных действий, мотивов, мыслей и т.д. — только при условии этой объективации и возможно ироничное к ним отношение.
Смешной объект скорее созерцается смеющимся, чем переживается им, то есть полностью представлен в сознании смеющегося, существует для него как нечто внешнее, по отношению к чему смеющийся занимает определенную позицию (тогда как трагическое, чаще выступающее в литературе как антипод комического, всегда переживается, то есть существует для зрителя как нечто внутреннее, эмоционально владеющее субъектом, вовлекающее его в собственное действо, в поток; тем-то от него и отличается комическое, что оно не терпит эмоционального слияния субъекта с воспринимаемыми образами — об этом замечательно пишет А. Бергсон). Субъект, воспринимающий комическое, ни в коем случае не испытывает личной ответственности за то, что его смешит: смешное — оно всегда другое, причем, как правило, даже «противоположное» смеющемуся — в том смысле, что, по А.И. Розову, смеющийся видит смешное как нечто несерьезное, глупое, обесцененное, а себя воспринимает могучим, сильным, застрахованным от веселящих его превратностей. (Необходимо оговориться, что здесь мы говорим о модели, о «предельном» варианте смешного; в реальности, конечно, мы обычно имеем дело с «трагикомическими» смехоформами, при восприятии которых присутствует частичное эмоциональное слияние).
Собственное же наше положение заключается в том, что смеховая форма для своей реализации, то есть, чтобы стать смешной, требует от смеющегося способностей, позволяющих ему целиком удерживать ее в сознании. Так, с помощью интроспективного наблюдения можно убедиться в том, что забавная мысль или фраза, чтобы вызвать повторный смех, должна быть воспроизведена смеющимся (пусть неосознанно и про себя; кстати, так поступают дети, несколько раз подряд повторяя смешное слово или предложение и всякий раз при этом смеясь).
Иными словами, я утверждаю, что для того, чтобы стать смешной, смеховая форма должна быть полностью удерживаема сознанием смеющегося, то есть психика смеющегося должна иметь ресурс, позволяющий ей делать это.
Экспериментальная часть
Гипотеза: смех может служить критерием развития игровой компетентности дошкольника.
Метод и его обоснование.
Мы решили повторить описанный эксперимент Д.Б. Эльконина, при этом зафиксировав его на видео. Суть его кроется в уже упомянутом конфликте — конфликте между непосредственным действованием и условным правилом. Мы предположили, что если этот конфликт неразрешим для ребенка, то в процессе играния невозможно и рефлективное отношение к игре, вне-находимая позиция по отношению к своим действиям и действиям партнера по игре, а значит, невозможен в ситуации игры и смех как результат целостного видения ситуации, как следствие владения ею. Поводом же для смеха мог служить, по меньшей мере, ролевой «перевертыш».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.