Здесь можно говорить о том, что игра начинает приобретать характер ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ — из «игры в себе», серьезной и самодостаточной, она постепенно превращается в игру «для зрителей», чему смех и баловство являются подтверждением. Как нам кажется, именно здесь появляется резон вводить образовательные практики, связанные с обучением актерским навыкам (умение изображать действия, переживания и т.д.).
Как писал М.М. Бахтин, «празднества на всех этапах своего исторического развития были связаны с кризисными, переломными моментами в жизни природы, общества и человека» [2; с. 14]. Кажется, смех дошкольника в сюжетно-ролевой игре — еще одно тому свидетельство. Дошкольный возраст вершается этим смехом; распад сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности незадолго до перехода от дошкольного детства к школьному можно констатировать по смеховым проявлениям в ситуации играния.
Послесловие
Е.Е. Туник рекомендует, проводя процедуры, связанные с диагностикой творческого мышления, «с тем, чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу», называть тесты занятиями, причем «все время подчеркивается, что занятия веселые (выделено нами. — Н.Щ.)» [19; с. 8]. Ш.А. Амонашвили считает, что отсутствие смеховых проявлений у ребенка может свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии [I].
Смех и творчество — явления глубоко связанные между собой. В самом деле, чтобы творить нечто новое, человеку необходимо иметь веселую, смеховую установку в отношении себя и действительности. Любое творчество, как и любой смех, с необходимостью требует риска, выхода за границы дозволенного и общепринятого, причем выхода не непосредственно-действенного общепринятого, причем выхода не непосредственно-действенного — прежде всего, преодоление-преобразование действительности должно произойти в идеальном плане. Игра — это та действительность, в которой может состояться акт порождения нового. Смех в игре — свидетельство ее освоенности смеющимся, показатель того, что он владеет игрой и в этом смысле свободен.
Смехотворчество — явление глубоко эмоциональное и интеллектуальное одновременно. Скажу больше: любое смехотворчество, активное порождение смеховых форм есть явление смысловое. Смешное живет в мире глубоких культурных смыслов, оно требует от смеющегося активного осмысления жизни, ценностей, своего места в мире. Смех — разумная сторона страдания, это умное, интеллигентное страдание, страдание, которое видится со стороны и в контексте смыслов и ценностей культуры.
Именно в этом залоге мы и надеемся его понимать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса. М.: Художественная литература. 1990.
3. Бергсон А. О смехе //Психология эмоций. Тексты. М.: МГУ, 1984.
4. Бутенко В.Н. Черный юмор в подростковом фольклоре // Педагогика, 1993.№1.
5. Волошинов В.Н. Фрейдизм / в сб. «Философия и социология гуманитарных наук». СПб.: Аста-пресс 1ЛТ), 1995. с. 153.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.
7. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии, 1997. №1, с. 17.
8. Домбровская И. Тайна живого смеха // А1(егЕОО, 1994. №3.
9. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы «карнавальной культуры» в развитии ребенка-дошкольника // Вопросы психологии, 1994. №2.
10. Кудрявцев В.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико-психологического анализа проблемы // Психологический журнал, 1997. №1.
11. Лихачев Д.С. Смех в Древней Руси. Л., 1974.
12. Лук А.Н. О чувстве юмора и остроумии. М., 1968.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.