Из каких материалов создан рукотворный мир? (Проект с детьми 4-5 лет)

Страницы работы

Содержание работы

Организация проектной деятельности  с детьми дошкольного возраста

                                                                                                                          Леонова Е. И., Свитова Н. В.

Проект с детьми 4-5-лет

«Из каких материалов создан рукотворный мир?»

С одной стороны нас окружает большое количество объектов, каждый из которых из чего-то сделан. То, из чего сделан объект, имеет свое название. Необходимо дать детям понятие об имени данного признака – «материал». С другой стороны, понимание имени признака «материал» трудно для детей, так как само слово «материал» дети путают с признаком «ткань». Кроме того, смешиваются понятия «материал» и  «поверхность», что также ведет к проблеме описания объекта. Следовательно, мы считаем, что проект на тему: «Что из чего сделано в рукотворном мире?», актуален для детей пятого года жизни.

Цель проекта:

1.создать условия, при которых у детей сформируется потребность познать, что из чего сделано, то есть материал, из которого сделан объект.

2.формировать обобщенное понятие признака «материал».

Отсюда вытекают практические задачи:

1.  Расширить и уточнить знания детей о видах материалов (дерево, пластмасса, металл, стекло, бумага, резина).

2.  Познакомить с отличительными свойствами различных материалов.

3.  Учить классифицировать объекты по значениям признака «материал».

4.  Создать коллекцию разных видов материалов и изделий из них для дальнейшего использования в практической деятельности.

1 этап.

В начале работы над проектом в группе было сделано объявление о том, чтобы дети принесли небольшие, бросовые части изделий из разных материалов, так у нас появилась копилка – большая красивая коробка, куда было помещено, всё, что собрали дети и их родители.

Первостепенной задачей работы над проектом было - заинтересовать детей в том, из чего сделаны разные предметы рукотворного мира. Поскольку познания детей в данной области минимальны, нам было необходимо дать элементарные представления о материалах, из которых изготавливаются различные объекты. Для этого с детьми проводились беседы, игры «Из чего мы сделаны», «Выбери и назови», «Веришь - не веришь», были проведены занятия на темы: «Свойства металла и дерева», «Бумага и её свойства», «Материалы: стекло и дерево», «Приключения пластмассового и пластилинового мячиков», основной целью которых было уточнить, закрепить знания о материалах. Работа над проектом велась непрерывно: на занятиях, прогулках, в беседах, в свободное время особое внимание уделялось видам материалов и их  свойствам.

Дети быстро включились в работу и с удовольствием приносили образцы разных материалов, а затем исследовали их свойства, находили сходства и отличия, сравнивали возможности материалов (тонет - не тонет,  хрупкий - прочный, растягивается – не растягивается, прозрачный – не прозрачный и т.д.). Кроме этого, для определения свойств материалов нами использовалось игровое упражнение «Путешествие по дорожке анализаторов», в котором дети исследовали образцы материалов всеми органами чувств. 

Для реализации задачи знакомства с отличительными свойствами различных материалов проводились следующие игры-эксперименты

·  «Тонет – плавает»;

·  «Гладкость - шероховатость»;

·  «Теплый - холодный»;

·  «Прочность - хрупкость»;

·  «Теплопроводность»;

·  «Вес»;

·  «Давай поменяемся»;

·  «Теремок»;

·  «На что похоже?»;

·  «Аукцион»;

·  «Хорошо  -  плохо»;

·  «Где живет?»;

·  «Чем был – чем стал»;

·  «Мои друзья»;

·  «Что умеет делать?»;

·  «Родня»;

·  «Догони мяч»;

·  «Робинзон Крузо».

В группе была создана творческая лаборатория, в которой дети проводили эксперименты с материалами. Так же была проведена игра – путешествие «Наш детский сад», в которой дети исследовали «из чего сделан детский сад».

Таким образом, в ходе работы над проектом постепенно собиралась картотека  методических материалов.

2 этап.

В процессе организации этого этапа работы над проектом мы с детьми как бы «переизобрели» модель видов и подвидов различных материалов. И наиболее удобным видом пособия, на наш взгляд, стала схема-планшет, в центре которой  отведено место, куда  помещается какой-либо объект, стрелки же указывают на значения признака «материал» (дерево, бумага, стекло, пластмасса и т.д.). Данная модель позволит детям играть, помещая в сектор  какой-либо объект, ребенок задает вопрос: «Из чего  я сделан?» и находит ответ.

Еще одной моделью становится значок признака на модели имен признаков.

Новым продуктом данной деятельности стало создание фантазийных объектов из материалов, с их нетипичным использованием, например, стеклянный стул (кому он может быть необходим), или резиновый портфель. Детям предлагались разного рода творческие задачи, которые было необходимо решить.

Похожие материалы

Информация о работе