Из каких материалов создан рукотворный мир? (Проект с детьми 4-5 лет), страница 5

2 коллекция разных видов соли: каменная и морская; пищевая и соль для ванны с разными добавками.

3 картотека опытов.

4 картотека поговорок, пословиц, загадок о соли.

5 подборка материалов о соли: иллюстрации, статьи из энциклопедий, сказки о соли.

Копилка опытов

Опыт№1

Цель: определит, при какой температуре процесс растворения пищевой соли происходит быстрее.

Ход:

В две пробирки с горячей и холодной водой насыпать одинаковое количество поваренной соли. Посмотреть в какой из пробирок соль раствориться быстрее.

Вывод:

В пробирке с горячей водой процесс растворения происходит быстрее, так как маленькие человечки воды при высокой температуре двигаются быстрее и быстрее разрушают связь между твердыми человечками соли.

Опыт№2

Цель: выяснить, почему соль скапливается на дне водоемов.

Ход:

В пробирку с горячей водой насыпать морской соли и отметит уровень соли маркером. Не взбалтывая раствор посмотреть, что происходит с солью (часть соли раствориться). Вновь отметить уровень соли. Перемешать раствор и посмотреть что происходит с солью ( часть соли опять раствориться). Отметить уровень соли. Оставить пробирку на несколько дней в спокойном состоянии, затем проследить, что произойдет с солью. Часть соли так и останется не растворенной.

Вывод:  По данному опыту можно сделать несколько выводов.

1 соль всегда опускается в воде на дно, так как она тяжелее, чем вода.

2 Даже при наличии высокой температуре, размешивания, времени, самые крупные кристаллы соли не растворяются, а остаются на дне.

Опыт№3

Цель: выяснить, какие кристаллы соли: крупные или мелкие растворяются быстрее.

Ход:

В две пробирки насыпать одинаковое количество крупной соли и мелкой. Добавить воды и понаблюдать, в какой из пробирок соль раствориться быстрее, почему?

Вывод:  Кристаллы мелкой соли растворяются быстрее, так как связь между человечками легче разрушить. Чем меньше пищевая соль. Тем быстрее она растворяется в пище.

Опыт №4

Цель: выявить, Возможно, ли из солевого раствора получить кристаллы соли.

Ход:

В ½ стакана воды растворить 5 столовые ложки соли до полного растворения ( если соль не растворилась полностью, слить раствор в другую емкость, что бы на дне не было кристаллов соли). Поставить в раствор палочку. Ёмкость поставить в спокойное место. На следующий день проверить, что произойдет с палочкой.

Вывод: Кристаллы соли стремятся высвободиться из воды и оседают на любой помещенный в раствор объект.

Проблемные ситуации по теме проекта

 «В гостях у кристалликов соли»

1.  творческая задача «зима среди лета»

(на свойство кристаллов соли оседать на поверхности объектов помещенных в сильный солевой раствор).

Девочка Кристина очень любила зиму и любила смотреть на веточки деревьев, на которых сверкали белые кристаллы. Но Кристина жила на берегу Мертвого моря, в стране, в которой никогда не бывает снега, а ей очень хотелось, на Новый год держать в руках заснеженные веточки. Как быть?

2.  творческая задача на использование знаний о том, Что соль тяжелее воды и при испарении соль остается на дне.

Вокруг моря раскинулась прекрасная страна, в которой всегда было тепло и все было, кроме пресной воды, которую приходилось привозить из далеких мест. Это было очень неудобно и очень дорого. Как жителям страны получить пресную воду, не привозя ее из далека.

3. творческая задача « спасенные деньги» ( растворимость соли)

Из одной страны в другую плыл корабль, перевозивший соль. На корабле был праздник в честь дня рождения капитана. Развешены были шарики и флажки. Во время праздника моряки заметили, что к кораблю плывут пираты, которые хотят отнять деньги, хранящиеся в сейфе капитана, моряки не хотели чтобы, у них забрали деньги , но от пиратов трудно что- то спрятать на корабле. Как быть?