Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста
Леонова Е. И., Свитова Н. В.
Проект с детьми 4-5-лет
«Из каких материалов создан рукотворный мир?»
С одной стороны нас окружает большое количество объектов, каждый из которых из чего-то сделан. То, из чего сделан объект, имеет свое название. Необходимо дать детям понятие об имени данного признака – «материал». С другой стороны, понимание имени признака «материал» трудно для детей, так как само слово «материал» дети путают с признаком «ткань». Кроме того, смешиваются понятия «материал» и «поверхность», что также ведет к проблеме описания объекта. Следовательно, мы считаем, что проект на тему: «Что из чего сделано в рукотворном мире?», актуален для детей пятого года жизни.
Цель проекта:
1.создать условия, при которых у детей сформируется потребность познать, что из чего сделано, то есть материал, из которого сделан объект.
2.формировать обобщенное понятие признака «материал».
Отсюда вытекают практические задачи:
1. Расширить и уточнить знания детей о видах материалов (дерево, пластмасса, металл, стекло, бумага, резина).
2. Познакомить с отличительными свойствами различных материалов.
3. Учить классифицировать объекты по значениям признака «материал».
4. Создать коллекцию разных видов материалов и изделий из них для дальнейшего использования в практической деятельности.
1 этап.
В начале работы над проектом в группе было сделано объявление о том, чтобы дети принесли небольшие, бросовые части изделий из разных материалов, так у нас появилась копилка – большая красивая коробка, куда было помещено, всё, что собрали дети и их родители.
Первостепенной задачей работы над проектом было - заинтересовать детей в том, из чего сделаны разные предметы рукотворного мира. Поскольку познания детей в данной области минимальны, нам было необходимо дать элементарные представления о материалах, из которых изготавливаются различные объекты. Для этого с детьми проводились беседы, игры «Из чего мы сделаны», «Выбери и назови», «Веришь - не веришь», были проведены занятия на темы: «Свойства металла и дерева», «Бумага и её свойства», «Материалы: стекло и дерево», «Приключения пластмассового и пластилинового мячиков», основной целью которых было уточнить, закрепить знания о материалах. Работа над проектом велась непрерывно: на занятиях, прогулках, в беседах, в свободное время особое внимание уделялось видам материалов и их свойствам.
Дети быстро включились в работу и с удовольствием приносили образцы разных материалов, а затем исследовали их свойства, находили сходства и отличия, сравнивали возможности материалов (тонет - не тонет, хрупкий - прочный, растягивается – не растягивается, прозрачный – не прозрачный и т.д.). Кроме этого, для определения свойств материалов нами использовалось игровое упражнение «Путешествие по дорожке анализаторов», в котором дети исследовали образцы материалов всеми органами чувств.
Для реализации задачи знакомства с отличительными свойствами различных материалов проводились следующие игры-эксперименты
· «Тонет – плавает»;
· «Гладкость - шероховатость»;
· «Теплый - холодный»;
· «Прочность - хрупкость»;
· «Теплопроводность»;
· «Вес»;
· «Давай поменяемся»;
· «Теремок»;
· «На что похоже?»;
· «Аукцион»;
· «Хорошо - плохо»;
· «Где живет?»;
· «Чем был – чем стал»;
· «Мои друзья»;
· «Что умеет делать?»;
· «Родня»;
· «Догони мяч»;
· «Робинзон Крузо».
В группе была создана творческая лаборатория, в которой дети проводили эксперименты с материалами. Так же была проведена игра – путешествие «Наш детский сад», в которой дети исследовали «из чего сделан детский сад».
Таким образом, в ходе работы над проектом постепенно собиралась картотека методических материалов.
2 этап.
В процессе организации этого этапа работы над проектом мы с детьми как бы «переизобрели» модель видов и подвидов различных материалов. И наиболее удобным видом пособия, на наш взгляд, стала схема-планшет, в центре которой отведено место, куда помещается какой-либо объект, стрелки же указывают на значения признака «материал» (дерево, бумага, стекло, пластмасса и т.д.). Данная модель позволит детям играть, помещая в сектор какой-либо объект, ребенок задает вопрос: «Из чего я сделан?» и находит ответ.
Еще одной моделью становится значок признака на модели имен признаков.
Новым продуктом данной деятельности стало создание фантазийных объектов из материалов, с их нетипичным использованием, например, стеклянный стул (кому он может быть необходим), или резиновый портфель. Детям предлагались разного рода творческие задачи, которые было необходимо решить.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.