Прежде чем завершить общие рассуждения о социальной революции, замечу, что ленинская теория социалистической революции и революционной ситуации, безусловно, нуждается в дополнении и развитии. Этой теорией нельзя, в частности, объяснить, почему произошли «бархатные революции в странах Восточной Европы.
Действительно, разве нужда и бедствия угнетенных классов была в этих странах выше обычного или активность масс значительно повысилась (необходимые, по Ленину, условия для революции), разве все это достигло в них (да и в России тоже) такого уровня, который толкает их на баррикады?1 Нет, конечно. Значит, кроме уровня благосостояния есть и какие-то другие важные жизненные ценности, из-за которых народ готов идти на борьбу. Среди этих других — чувство свободы занимает, очевидно, не последнее место.
Об ошибках отцов-основателей и последствия этих ошибок
для России
По глубине и радикальности осуществленных преобразований современная революция в России может быть сравнима лишь с Октябрьской
1 Подробнее о ленинской теории социальной революции см. в исследовании «Исторический опыт трех российских революций». В трех книгах. М, Политиздат, I986. Наиболее значимые для понимания нашей темы следующие разделы 1-й книги: 5-й (гл. 4) — «Ленинская теория перерастания демократической революции в социалистическую». С. 329-343; 2-й (гл. 6) — «Дальнейшее развитие социалистической теории» С. 456-479; а также 3-й раздел (гл. 2) 2-й книги — «Дальнейшее развитие В. И. Лениным теории социалистической революции».
104
революцией 1917 г. Однако между этими двумя эпохальными историческими событиями существует немало принципиальных различий, наиболее существенное из которых следующее. В то время как Октябрьская революция прервала естественный ход российской истории и ставила своей главной целью построение неведомого ранее общества полной социальной гармонии и равенства, общества, известного прежде только в теории, как коммунистическое, нынешняя революция изначально преследовала диаметрально противоположную цель: вернуть Россию на естеественный, исконный, т. е. буржуазный путь развития. Но была ли оправдана такая цель?
Прежде чем ответить на поставленный вопрос, остановлюсь коротко на том, почему в октябре 1917 г. в России могла произойти социалистическая революция и являлась ли она действительно таковой.
Если даже идеологи и основные организаторы, начиная с В. И. Ленина, признавали, что в начале XX в. в России не было еще объективных причин для социалистической революции, поскольку страна не достигла уровня развития зрелого капитализма, то нет, казалось бы, и предмета для раздумий и обсуждений. Тем не менее, такой предмет есть. Но связан не столько со зрелостью предпосылок для социалистической революции в России, сколько с фундаментальными ошибками (скорее даже, заблуждениями) марксистской теории относительно движущих сил социалистической революции. Такой силой, как известно, твердокаменные марксисты считали и считают пролетариат, потому что он самый свободный класс и потому что у него нет никакой иной собственности, кроме своих рабочих рук, и которому нечего терять, кроме своих цепей. Поднявшись на борьбу против капитала, он, как представляли себе Маркс и Энгельс, в конце концов освободит от социальной кабалы весь мир.
Такой вывод Маркс и Энгельс сделали, очевидно, потому что в середине XIX в. они не видели никакой другой силы кроме пролетариата, которая могла бы организованно противостоять буржуазии. Они и не могли видеть никакой другой силы, потому что ее еще не существовало и потому что она еще не успела возникнуть. Борьба пролетариата за свои права, проходившая преимущественно стихийно и лишь иногда под руководством профсоюзов, чтобы стать политической, нуждалась в организованной политической силе. Такой силой могла стать только политическая партия. У буржуазии, в частности, английской, такие партии уже были, и они шли в авангарде ее борьбы против монархии, за власть, но у пролетариата таких партий не было. Эта ситуация наталкивает на другой вывод : чтобы борьба пролетариата была столь же успешной, как борьба буржуазии, ему также нужна партия — авангардная сила. В результате в 1847 г. появился Союз коммунистов, выросший из Союза справедливых, затем и другие партии и, наконец, народное Товарищество Рабочих I Интернационал), возникшее в 1864 г. Говоря о формировании пролетарских партий и коммунистической идеологии, нельзя упускать из виду и
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.