Рабочая программа дисциплины "Этикет и протокол делового общения" (Содержание дисциплины. Контрольные вопросы к экзамену и зачету), страница 4

Тема 2. Принципы и существо этикета делового общения.

  • Цивилизацонные аспекты проблемы. Принципы отношения к честности, прагматизму. Деловому вкусу, целесообразности, утилитарности.
  • Обусловленность существа этикета делового общения совокупностью конкретных правил, принципов и форм общения, имеющих отношение к тем  или иным предполагаемым результатам общения, разрешения конфликта, спорной ситуации, достижения какой-то договоренности, соглашения, степени доверия.
  • Зависимость уровня этикета от делового стиля и манеры обсуждения, от пределов уступчивости и твердости.
  • Принципиальность по существу и по форме.
  • Основные требования делового стиля.
  • Понятия «такта», созидательной вежливости, деловых манер.

Тема 3. Бизнес – этикет и культура общения.

  • Понятие «бизнес» применительно к этикету и соответствующему общению. Религиозные  и цивилизационные оценки «прибыли», «общественного блага».
  • Деловая репутация бизнесмена: определение деловой культуры, в сфере которой он действует.
  • Уровень морали в обществе, как решающий фактор этичности бизнеса. Психологические аспекты «бизнес-этикета».
  • Принципы добросовестности в конкуренции. Культура предпринимательства и ее соотнесение с деловой культурой.

Принцип целесообразности.

Семинарское занятие. «Этикет, как рациональная технология в деловом общении».

  1. «Этикетная культура», как фактор творчества в бизнесе и ее роль в рамках трех культур – клановой, бюрократической и рыночной.
  2. Психологический фактор – решающий при рассмотрении главной проблемы семинара.

Тема 4. Психологические аспекты делового этикета.

·  Влияние личностных качеств на общение. Идеи К.Г. Юнга и Типология «Майерс-Бриггс» - классификация личностных качеств, имеющих решающее значение для определения этических предпочтений каждой личности и ее поведенческой культуры.

·  Психологические предпочтения личности, имеющие отношение к этическим сторонам ее жизнедеятельности и сказывающиеся на этикете делового общения.

·  Моделирование делового общения на базе норм этикетной культуры и поведенческих и деловых предпочтений личности.

Практическое занятие. Поведенческие культуры. Выявление отношения к этикету разных психологических типов.

1) Выявление национальной специфики поведенческой культуры.

2) Значимость фактора 16 психологических типов для определения потенциального уровня делового этикета соответствующих личностей.

Раздел II. Имидж делового человека.

Тема 5. Общая характеристика компонентов имиджа делового человека.

  • Психологическая комфортность и внешний вид.
  • Одежда: значимость психологического и культурологического факторов.
  • Способ поведения, умение держать себя в обществе, использование визитных карточек.
  • Деловая культура речи, устной и письменной.
  • Этический кодекс делового человека, бизнесмена.

Тема 6. Внешний вид делового мужчины.

·  Самооценка внешнего вида, своих привычек.

·  Манера держаться, мимика.

·  Восприятие внутренней культуры места работы.

·  Костюмы, ткани, рубашки, галстуки, ремни, обувь. Аксессуары, платки для нагрудного кармана, ювелирные изделия, ручки.

·  Деловая одежда в неформальные дни.

·  Как носить одежду и избегать ошибок.

Тема 7. Внешний вид деловой женщины.

  • Самооценка внешнего вида, своих привычек.
  • Манера держаться, мимика, прическа.
  • Одевать то, что проверено временем и выглядеть достойно.
  • Костюмы, ткани, блузки, колготки (чулки), туфли, сумочки, папки, портфели, очки, украшения.
  • Деловая одежда в неформальные дни.
  • Как носить одежду, украшения и избегать ошибок.

Семинарское занятие. Этикетные компоненты имиджа делового человека. Внешний вид делового мужчины и деловой женщины.

1)  Основные компоненты имиджа делового человека.

2)  Внешний вид делового мужчины и деловой женщины.

Раздел III. Служебный этикет и протокол.

Тема 8. Целенаправленность делового поведения.