Организационно-экономический опыт и этапы тульской благотворительности в конце XVIII - начале ХХ веков. Благотворительные заведения тульского приказа общественного призрения в XVIII веке, страница 2

Больные оружейники направлялись в военный госпиталь, где они содержались наравне с военнослужащими. Еще до высочайшего Указа от 13 августа 1732 года видно, что оружейная контора просила определить в Тулу лекаря, «для того, что оружейных мастеров и промышленников 1 имеется на тех заводах без малого 3000 мужского пола душ, и многие gболеют и умирают». На содержание врача, который лечил больных, решено было вычитать у мастеровых деньги по одной копейке получаемого рубля. Жалование лекарю составляло 144 рубля в год.

В начале XX века при Императорском Тульском оружейном заводе  * было создано благотворительное общество, в Уставе которого было записано, что оно имеет целью оказывать помощь вдовам и сиротам рабочих завода.   ш*

В зависимости от средств, общество назначало семьям, оставшимся  Ц после смерти рабочего, денежные пособия единовременные или постоянные, предоставляло им дешевые квартиры, пищу, одежду. Благотворительное общество определяло сирот в воспитательные дома, а престарелых в богадель- I ни, снабжало их медицинскими пособиями. Этому обществу предоставлялось IP право открывать общественные столовые, чайные, приюты, больницы.

Благотворительное общество состояло из членов почетных, дейст-вительных, уполномоченных от рабочих завода. Средства общества со- I стояли из добровольных пожертвований, ежегодных и единовременных ™ членских взносов, доходов от устраивавшихся обществом литературных вечеров, спектаклей, чтений. В случае, если пожертвования имели цж специальное назначение, то для них велся отдельный счет и состав- I лялся отдельный отчет. Был создан совет в обязанности которого входило распределение занятий между членами общества, сбор сведений о нуждающихся в помощи общества, оказание помощи нуждающимся, созыв Щ общих собраний, представление годичного отчета общего собрания. Об- | щество состояло в ведении Министерства Внутренних Дел на основании статей 444-445 Устава Общественного призрения.

Благотворительная деятельность государственных учреждений была I неотъемлемой частью в решении социальных вопросов. Учреждения Ш приказов общественного призрения привело к началу формирования целостной системы благотворительных учреждений. Следует отметить, еще щ одну черту деятельности Екатерины II, черту, вследствие которой к тер- I мину «призрение бедных» присоединилось еще одно определительное слово - «общественное». Организация общественного призрения в виде приказов имело как свои достоинства, так и недостатки. Это уже не раз-  ' розненные учреждения, а целая регламентированная система. Положительным для развития социальной сферы стало разрешение приказам заниматься финансовыми операциями и привлекать к решению богоугодных и общественно полезных задач пожертвования частных лиц.

Являясь светскими учреждениями, приказы общественного призрения не привлекали к своей работе духовенство и не взаимодействовали с церковно-приходскими попечительствами,  которые также занимались призрением бедных. «Принятие на себя государством «просвещенного абсолютизма» функций милосердия и социального призрения без использования в этом общественной активности и частной инициативы, без опоры на гуманитарные, нравственные, а также религиозные аспекты помощи делало всю эту систему малоэффективной в борьбе с бедностью». Негативно на результативности деятельности приказов сказывалось бюрократизация управленческого аппарата, отсутствие центрального органа управления и непрофессионализм должностных лиц.  Эти достоинства и недостатки в большей или меньшей степени проявлялись в деятельности приказов общественного призрения на протяжении всех-лет их деятельности, а просуществовали они свыше 80 лет и были ликвидированы   в   большинстве   губерний   в   ходе   буржуазных   реформ 60-70-х гг. XIX века.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙОПЫТ

ИЭТАПЫТУЛЬСКОЙБЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

ВКОНЦЕXVIII - НАЧАЛЕXXВЕКОВ