После заключения австро-венгерского соглашения Австрия несла большую часть общих долгов, сделанных до 1867 г., взнос Австрии и Венгрии в общие расходы составлял соответственно 70 и 30%, и Австрия никак не могла заставить Венгрию увеличить свою долю в общих расходах. По инициативе Венгрии был реструктуризирован Австрийский национальный банк, обслуживавший потребности всей монархии. Во время заключения соглашения 1867 г. венгры намеревались создать независимый национальный венгерский банк, но у них не было достаточных финансовых ресурсов. Венгерские предприниматели и землевладельцы, задолжавшие Австрийскому национальному банку, хотели, чтобы была создана независимая финансовая организация, выпускавшая более дешевые бумаги, которыми можно было бы ликвидировать их долги, но австрийские финансовые круги возражали против любых перемен.
В 1878 г. Австрийский национальный банк был преобразован в Австро-Венгерский и венгерское правительство наряду с австрийским получило большое влияние на его финансовую политику, что с экономической точки зрения несомненно было выгодно более слабой Венгрии.
В эпоху дуализма было отрегулировано течение Дуная, Тисы и некоторых других рек, что позволило увеличить площадь плодородных земель на 18%. Площадь пахотных земель увеличилась на 6 млн хольдов (хольд равен 57,55 ара), или на 35%. Сбор зерновых и некоторых технических культур возрос в 2,5 раза. Производство пшеницы возросло с 14 млн до 42 млн центнеров, картофеля - с 8,5 до 51 млн центнеров. Благоприятная конъюнктура позволяла Венгрии сохранять положение одного из ведущих поставщиков пшеницы на мировой рынок, что объяснялось отсутствием серьезной конкуренции. Поголовье крупного рогатого скота возросло на 50%, а годовой экспорт составил 300-400 тыс. голов.
В то же время почти половина всех обрабатываемых земель в стране находилась в руках земельной аристократии. Политика венгерского правительства, прямо или косвенно, была направлена на то, чтобы сосредоточить земли в руках крупных помещиков и зажиточных крестьян, что вело к разорению основной массы сельского населения, а в конечном счете к неуклонному росту вынужденной эмшрации.
Существование в Австро-Венгрии общей таможни лишало венгерское правительство возможности защищать молодую промышленность заградительными пошлинами от конкуренции более развитой австрийской промышленности, поэтому оно стремилось восполнить отсутствие самостоятельной таможни предоставлением различных льгот и денежных ссуд. Благоприятный экономический и политический климат способствовал широкому проникновению иностранного, прежде всего австрийского, капитала в венгерскую экономику. В это время были основаны многие крупные банки, развивается сеть кредитных учреждений.
Одним из мощных рычагов перестройки экономики Венгрии в целом стало строительство железных дорог. Десять главных железнодорожных магистралей связали страну и пересекли государственную границу в девяти местах. Возведение железных дорог дало сильный толчок промышленному развитию Венгрии: ускорило развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности и угольных шахт. Цель строительства заключалась в том, чтобы расширить выход продукции сельского хозяйства Венгрии на рынки Австрии и далее на Запад. Министр транспорта Г. Барош разделил страну на 14 тарифных зон с центром в Будапеште, что существенно удешевило дальние поездки.
Наиболее развитая уже в предыдущие годы пищевая промышленность и ведущая ее отрасль - мукомольное производство сохраняли в последней трети XIX в. свое лидирующее положение. Количество перерабатываемой муки возросло с 0,5 млн центнеров в середине 60-х годов до 17,5 млн в 1880 г. По технической оснащенности мукомольная промышленность Венгрии заняла второе место в мире и первое в Европе. К концу века пищевая промышленность давала 44% продукции всей фабрично-заводской промышленности, в то время как на долю текстильной отрасли приходилось всего 5%.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.