Обострение межнациональных противоречий. После ликвидации конфликта с династией и урегулирования отношений с Австрией венгерская политическая элита могла позволить себе ужесточить политику в отношении национальных меньшинств. Весной 1907 г. коалиционное правительство внесло в парламент два законопроекта - о народных школах Ф. Аппони и о служебном уставе железных дорог Ф. Кошута.
Главной целью законопроекта министра просвещения Аппони была насильственная мадьяризация невенгерского населения страны. Школьная политика венгерских правительств давно служила целям мадьяризации, но, несмотря на все усилия, она не приносила заметных результатов, поскольку и в начале XX в. просвещение продолжало оставаться монополией церкви. Во всей Венгрии лишь 12,1% школ принадлежали государству. Законопроект Аппони предусматривал установление верховного контроля государства над всеми школами независимо от того, кем они содержались. Государственной помощью могли пользоваться лишь те школы, где обучение велось по программе и учебникам, разработанным и утвержденным министерством. Преподавание истории, географии, арифметики должно было вестись на венгерском языке. Следствием проведения в жизнь школьных законов Аппони стало резкое сокращение числа национальных школ. С 1907 по 1911 г. было закрыто 459 румынских школ, число учителей уменьшилось почти на 500 человек.
Законопроект министра торговли Ф. Кошута предписывал государственным железным дорогам принимать на службу только лиц, владеющих венгерским языком. В Хорватии наряду с официальным языком допускалось употребление хорватского. Возмущенные хорваты потребовали пересмотра венгеро-хорват-ского соглашения 1868 г. Однако венгерское большинство в парламенте в нарушение конституции уполномочило министерство ввести в действие устав простым правительственным декретом. В ответ хорватские депутаты покинули Будапешт, а правительство Хорватии во главе с баном подало в отставку. Политический кризис в Хорватии и напряженность в ее взаимоотношениях с Венгрией продолжались до самой мировой войны. Растущее отчуждение между Будапештом и Загребом сопровождалось возрождением про габсбургских и австрофиль-ских настроений среди части хорватской политической элиты. Одновременно усилились идеи югославизма и ориентация на Сербию.
Политик номер один двух последних десятилетий граф И. Тиса, обращаясь к немадьярским согражданам, прямо говорил, что они должны смириться со своей принадлежностью к национальному государству, которое не есть конгломерат различных рас, а является единой нацией, которую основала одна нация, наложившая на нее неизгладимый отпечаток своей индивидуальности. Национальная и социальная политика венгерской правящей элиты зашла в тупик. Страх перед скорее потенциальной, чем реальной угрозой мадьярскому господству в Венгрии со стороны национальных меньшинств, опасение подвергнуть угрозе свое безраздельное господство над национальностями и социальными низами собственной государствообразующей мадьярской нации парализовали волю к проведению необходимых стране демократических реформ.
Несмотря на то что в 1907 г. был преодолен опасный кризис дуализма, трещина осталась, стала очевидной неустойчивость всего механизма, обеспечивавшего жизнедеятельность империи. При этом события 1905-1906 гг., а также присоединение Боснии и Герцеговины показали невозможность при сохранении дуализма каких-либо радикальных структурных реформ ни в одной из половин монархии. Австро-Венгрия была обречена, ибо не обладала способностью к самообновлению.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.