Ошибкой либеральных политиков стало стремление создать мононациональное государство, в котором собственный этнос составлял чуть меньше половины населения и где шел интенсивный процесс формирования целого ряда молодых наций во главе с честолюбивыми политическими элитами, не склонными признавать интеллектуальное и политическое господство мадьяр и мадьярскую политическую гегемонию на их общей родине.
Единственное исключение было сделано для хорватов, точнее, для королевства Хорватия-Славония, с которым в 1868 г. было заключено соглашение; правда, в отличие от австро-венгерского соглашения договаривающиеся стороны не признавались равноправными партнерами. К "общим делам" относились вопросы, в которых заведомо доминировала венгерская сторона: налогообложение, национальная оборона, торговые соглашения и транспортные коммуникации. Хорватия получила свой парламент (сабор) и собственное правительство во главе с баном, назначаемым королем и утверждаемым венгерским парламентом. Часто бан назначался из числа венгерских аристократов, причем открыто националистических убеждений. Самостоятельность Хорватии ограничивалась вопросами внутреннего управления, образования и судопроизводства. В результате венгеро-хорватское соглашение оказалось чем-то средним между культурно-национальной и территориальной автономией.
В обмен на поддержку правительства в боснийском вопросе и сотрудничество с короной в военной и дипломатической сфере К. Тиса получил свободу рук во внутренней политике, прежде всего в мадьяризации невенгерских народностей в нарушение закона о национальностях 1868 г. Если в начале мадьяризация была средством сопротивления усилиям Габсбургов по лишению Венгрии ее средневековой автономии, то в конечном итоге она стала инструментом культурной и языковой ассимиляции. Первые удары репрессивной мадьяризаторской политики обрушились на словаков. В 1875 г. была запрещена деятельность единственной культурно-просветительской организации словаков - Матицы Словенской. Были закрыты вес три словацкие гимназии, множество средних и начальных школ. Одновременно в целях форсирования мадьяризации на окраинах создавались школы с венгерским языком обучения.
Словаки, не имевшие "центров притяжения" вне монархии, видели решение своего национального вопроса в рамках Венгрии, в то время как существование самостоятельных Румынии и Сербии оказывало возрастающее влияние на национальные движения румын и сербов монархии, порождая в них сепаратистские тенденции. Однако и эти движения почти до самой гибели монархии не выдвигали требований ее разрушения и воссоединения со "своим" этническим государством. Так, программа образованной в 1881 г. национальной партии румын включала требование равноправия народов и религий, всеобщего избирательного права, выполнения положения закона о национальностях 1868 г., а также автономии Трансильвании. Венгерское руководство со свойственным ему высокомерием отвергло эти требования. Тогда партия в 1892 г. обратилась непосредственно в Вену, к королю со специальным меморандумом. Лидер национальной партии румын был приговорен к пяти годам заключения по обвинению в "подстрекательстве". В ответ партии невенгерских народностей Венгрии ответили созывом в 1895 г. съезда национальностей в Будапеште.
Все законы о школе, изданные начиная с 1875 г., в той или иной форме содержали стремление к ассимиляции невенгерских народностей. По закону 1879 г. венгерский язык стал обязательным для государственных начальных школ и условием для получения учительского диплома. Школы, не соответствующие этим требованиям, могли быть закрыты. Как только школы, поддерживаемые религиозными организациями, получали финансовую помощь от государства, венгерское министерство образования могло перевести эти школы в разряд государственных. В законе 1883 г. под контролем государства оказывались средние школы невенгерских народностей. Языком образования в них становился венгерский.
АВСТРО-ВЕНГРИЯ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.