После того как харизматический политик Д. Андраши еще в 1871 г. возглавил общее министерство иностранных дел, а "архитектор дуализма" Ф. Деак отошел от дел, правящая партия начала терять популярность. В 1875 г. к власти пришла партия К. Тисы, к которой после смерти в 1876 г. своего лидера примкнули многие члены партии Деака. К тому времени Тиса понял, что дуалистическое соглашение таит немалые экономические выгоды, прежде всего для Венгрии, и пересмотрел свое первоначально враждебное отношение к соглашению 1867 г. Кабинет Тисы продержался до 1890 г., неизменно сохраняя большинство в парламенте.
При К. Тисе обычной практикой становятся беззастенчивое лоббирование со стороны "групп интересов", взяточничество, моральный террор и беспринципный карьеризм. Для того чтобы депутат был связан прежде всего со своей партией, а не с избирателями, получает распространение ротация депутатов, когда в течение одного срока каждый из них мог неоднократно менять свой округ. В этих условиях единственным авторитетом и благодетелем становится сам К. Тиса, которого члены партии, прозванные за безоговорочную преданность "мамлюками", почтительно именовали "генералом". Оппозиция, состоявшая из крайних консерваторов, немногочисленных представителей национальных меньшинств и партии независимости (бывшей партии 48-го года), была практически бессильна. Согласно официальным статистическим данным, венгры в 1850 г. составляли 41,6%, а в 1869 г. - 45,5% населения страны. Кровопролитные столкновения с невенгерскими народностями королевства в 4848-1849 гг. заставили венгерскую либеральную элиту искать пути примирения с национальными меньшинствами. Авторами закона "О равноправии национальностей" (1868 г.) руководило желание сохранить административную и политическую целостность страны и одновременно гарантировать гражданские свободы индивида. С одной стороны, закон гласил: "...все граждане Венгрии в соответствии с основополагающими принципами конституции образуют в политическом смысле единую нацию, единую и неделимую венгерскую нацию, членом которой является каждый гражданин отечества, к какой бы национальности он не принадлежал". С другой - даже самые большие этнические группы (за исключением обладавших "историческим правом" хорватов) к неудовольствию их политических лидеров не признавались коллективными субъектами.
В то же время закон предусматривал право гражданина говорить на родном языке в комитатском собрании и суде первой инстанции, самому выбирать язык переписки с властями всех уровней. Закон предусматривал назначение чиновников из рядов национальных меньшинств, если те располагали необходимыми знаниями языков. Отдельные граждане, церкви, общественные объединения получали право на любом языке открывать школы, основывать культурные и экономические общества, чтобы под надзором государства служить "законным потребностям национальностей". Наконец, государство обязывалось "по мере возможности" способствовать открытию начальных и средних школ с обучением на родном языке.
В момент принятия закона лидеры национальных движений выступили резко против. Румыны добивались фактического отторжения Трансильвании от Венгрии; словаки хотели образовать административную единицу из комитатов, в которых составляли большинство; проживавшие на юге Венгрии сербы претендовали на самоуправление, требуя одновременно полной самостоятельности от Венгрии. Отрезвление пришло в последние десятилетия XIX в., после того как венгерскими властями были предприняты первые грубые шаги по принудительной мадьяризации. Начиная с этого времени и вплоть до самой мировой войны меньшинства требовали строгого и неукоснительного соблюдения этого постоянно нарушаемого государством закона.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.