Элементы проекционного черчения. Моделирование и построение чертежей гранных тел, имеющих вырез. Моделирование и построение чертежей тел вращения, имеющих сквозное отверстие, страница 4

7.  Постройте аксонометрию призмы (см. п. 15 примера 3.1).

8.  Закройте файлы чертежа и модели Призма, сохранив изменения, произведенные в них.

Пирамиды. Рассмотрим два варианта: пирамида, содержащая вершину, и усеченная пирамида. Для построения моделей указанных фигур будет использована операция По сечениям. В качестве эскизов сечений будут построены многоугольники двух оснований или многоугольник основания и точка – вершина.


Пример 3.3. Построение модели и чертежей усеченной пирамиды, содержащей вырез (рисунок 3.10).

1.  Создайте деталь, сохраните её файл под именем Пирамида и задайте свойства: обозначение – МИИТ.Г04ПРЧ.ХХ, где ХХ – двузначный номер варианта здания; наименование – Проекционное черчение. Пирамида.

2.  В дереве модели  укажите горизонтальную плоскость проекций (элемент Плоскость ZX) и нажмите кнопку Эскиз .

3.  Включите инструментальную панель Геометрия   и с помощью команды Отрезок  постройте эскиз, показанный на рисунке 3.11. Для этого выполните следующие действия:

ü  Из начала координат проведите горизонтальный отрезок 0-1 и вертикальный отрезок 0-2 произвольной длины. Далее постройте вертикальный отрезок 1-3 произвольной длины и замыкающий отрезок 2-3.

ü  Включите инструментальную панель Размеры  и командой Линейный размер  проставьте размеры, показанные на рисунке 3.11. Значение размера задавайте через окно Установить значение размера (см. рисунок 2.50). После нанесения всех размеров рамкой выделите построенный контур и создайте в буфере обмена его копию, указав начало координат в качестве базовой точки. Затем нажмите кнопку Эскиз .

4.  Для построения эскиза верхнего основания пирамиды предварительно создайте вспомогательную плоскость, параллельную горизонтальной плоскости проекций и удалённую от неё на расстояние 80 мм. Для этого включите инструментальную панель Вспомогательная геометрия  и нажмите на ней кнопку Смещённая плоскость  из меню Плоскость  . В строке параметров в поле Расстояние задайте величину 80 и, указав в дереве модели  горизонтальную плоскость проекций (элемент Плоскость ZX), нажмите кнопку  Создать объект , а клавишей [Esc] клавиатуры прервите действие операции.

5.  Фигуры верхнего и нижнего оснований усеченной пирамиды подобны. Масштабный коэффициент подобия этих фигур равен отношению любых подобных сторон. В рассматриваемом случае он равен k = 50/80 = 5/8 = 0,625. Учитывая, что в буфере обмена имеется копия фигуры нижнего основания пирамида можно легко построить фигуру верхнего основания пирамиды. Для этого выполните следующие действия:

ü Укажите в дереве модели  элемент Смещённая плоскость и нажмите кнопку Эскиз  .

ü Щелчком правой кнопки мыши вызовите контекстное меню и, выбрав в нём строку Вставить, задайте в строке параметров в поле Масштаб значение 0,625,  а также укажите начало координат в качестве базовой точки. Для окончания построений нажмите кнопку Эскиз . На панели Вид нажмите кнопку Полутоновое для реалистичного отображения модели на экране.

6.  Включите инструментальную панель Редактирование модели  и на ней нажмите кнопку По сечениям   из меню кнопки Выдавливание . В строке параметров операции по умолчанию нажата кнопка Сечения  и необходимо указать не менее  двух эскизов сечений. Нажатием кнопки  раскройте список указанных сечений. Если в этом списке значится Эскиз 2, то в дереве построений укажите лишь элемент Эскиз 1 и нажмите кнопку Создать объект . Если же список пустой, то последовательно укажите два элемента: Эскиз 1 и Эскиз 2.

7.  Перемещением курсора при нажатом ролике мыши поверните модель пирамиды так, чтобы была видна её дальняя грань и, указав эту грань, нажмите кнопку Эскиз .

8.  Нажатием на инструментальной панели Вид кнопки Каркас  отключите тонирование модели.