7. Постройте аксонометрию призмы (см. п. 15 примера 3.1).
8. Закройте файлы чертежа и модели Призма, сохранив изменения, произведенные в них.
Пирамиды. Рассмотрим два варианта: пирамида, содержащая вершину, и усеченная пирамида. Для построения моделей указанных фигур будет использована операция По сечениям. В качестве эскизов сечений будут построены многоугольники двух оснований или многоугольник основания и точка – вершина.
![]() |
1. Создайте деталь, сохраните её файл под именем Пирамида и задайте свойства: обозначение – МИИТ.Г04ПРЧ.ХХ, где ХХ – двузначный номер варианта здания; наименование – Проекционное черчение. Пирамида.
2.
В дереве модели укажите горизонтальную плоскость
проекций (элемент Плоскость ZX) и
нажмите кнопку Эскиз
.
3.
Включите
инструментальную панель Геометрия и с
помощью команды Отрезок
постройте эскиз, показанный на рисунке 3.11. Для
этого выполните следующие действия:
ü Из начала координат проведите горизонтальный отрезок 0-1 и вертикальный отрезок 0-2 произвольной длины. Далее постройте вертикальный отрезок 1-3 произвольной длины и замыкающий отрезок 2-3.
ü
Включите
инструментальную панель Размеры и командой Линейный
размер
проставьте размеры, показанные на рисунке
3.11. Значение размера задавайте через окно Установить значение размера (см.
рисунок 2.50). После нанесения всех размеров рамкой выделите построенный контур
и создайте в буфере обмена его копию, указав начало координат в качестве
базовой точки. Затем нажмите кнопку Эскиз
.
4.
Для
построения эскиза верхнего основания пирамиды предварительно создайте
вспомогательную плоскость, параллельную горизонтальной плоскости проекций и
удалённую от неё на расстояние 80 мм. Для этого включите инструментальную
панель Вспомогательная геометрия и нажмите на ней кнопку Смещённая плоскость
из меню
Плоскость
. В строке параметров в поле Расстояние задайте
величину 80 и, указав в дереве модели горизонтальную плоскость проекций (элемент
Плоскость ZX), нажмите кнопку Создать
объект
, а
клавишей [Esc] клавиатуры прервите
действие операции.
5. Фигуры верхнего и нижнего оснований усеченной пирамиды подобны. Масштабный коэффициент подобия этих фигур равен отношению любых подобных сторон. В рассматриваемом случае он равен k = 50/80 = 5/8 = 0,625. Учитывая, что в буфере обмена имеется копия фигуры нижнего основания пирамида можно легко построить фигуру верхнего основания пирамиды. Для этого выполните следующие действия:
ü Укажите
в дереве модели элемент Смещённая плоскость и нажмите кнопку Эскиз
.
ü Щелчком
правой кнопки мыши вызовите контекстное меню и, выбрав в нём строку Вставить,
задайте в строке параметров в поле Масштаб значение 0,625, а также укажите
начало координат в качестве базовой точки. Для окончания построений нажмите
кнопку Эскиз . На панели Вид нажмите кнопку Полутоновое
для
реалистичного отображения модели на экране.
6.
Включите
инструментальную панель Редактирование модели и на ней нажмите кнопку По
сечениям
из меню кнопки Выдавливание
. В строке
параметров операции по умолчанию нажата кнопка Сечения
и необходимо
указать не менее двух эскизов сечений. Нажатием кнопки
раскройте список
указанных сечений. Если в этом списке значится Эскиз 2, то в дереве
построений укажите лишь элемент Эскиз 1 и нажмите кнопку Создать
объект
. Если же список пустой, то последовательно
укажите два элемента: Эскиз 1 и Эскиз 2.
7.
Перемещением
курсора при нажатом ролике мыши поверните модель пирамиды так, чтобы была видна
её дальняя грань и, указав эту грань, нажмите кнопку Эскиз .
8.
Нажатием
на инструментальной панели Вид кнопки Каркас отключите тонирование модели.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.