Разработка экологически чистого высокоэкономичного котельного агрегата для ТЭС и ГРЭС, страница 2

Первый вариант СКВ-технологии является более экономичным по капитальным затратам, так как не требует дополнительного подогрева газа. Второй – удобен при реконструкции ТЭС, так как дает больше свободы в выборе площадки для установки азотоочистительного оборудования.

В США, ФРГ и особенно в Японии, начиная с конца 1970-х годов, аммиачно-каталитический метод весьма хорошо применялся для очистки от NОx дымовых газов котлов энергоблоков и в ряде городских ТЭЦ. Степень восстановления аммиаком обычно составляет 71-95 %. При очистке с продуктами сгорания выбрасывается избыточный аммиак, что несколько повышает токсичность продуктов сгорания и является недостатком метода. Применяются различные катализаторы в виде пластин, таблеток и сот. Пониженная степень восстановления объясняется тем, что наряду с азотом в очень заметных количествах образуется и N2O.

Вторым направлением по очистке дымовых газов от оксидов азота является прямое вдувание аммиака в топочную камеру, дающее наибольший эффект в области температур 950-1000 °С. этот процесс, разработка которого впервые начата фирмой «ЭССО», позволяет избавиться от катализатора. В настоящее время за рубежом и в России проводятся исследования по совершенствованию этого процесса.

Схема установки по снижению NОx в дымовых газах с применением катализаторов. Установки разложения оксидов азота могут работать на котлах, сжигающих природный газ, мазут и уголь ( рисунок 1). Дымовые газы из котла 1, пройдя экономайзер, поступают в реактор 3 с блоками катализатора. Перед реактором через распределительную систему форсунок 2 в газы вводят аммиак, разбавленный воздухом, который отбирается за дутьевым вентилятором 5. Аммиак подается со склада жидкого аммиака через испаритель 10. Блоки катализатора устанавливаются в реакторе в несколько слов. Эффективность разложения NОx с использованием катализатора достигает 90 %.

Через несколько тысяч часов работы эффективность катализатора на пылеугольных котлах снижается. В этом случае возможно добавление еще одного ряда блоков катализатора.

Рисунок 1 - Схема установки для разложения оксидов азота: 1 - котел; 2 - ввод аммиака; 3 - реактор с катализатором; 4 - воздухоподогреватель; 5 - вентилятор; 6 - электрофильтры; 7 - дымовая труба; 8 - система питания аммиаком; 9 - хранилище жидкого аммиака; 10 - испаритель; 11 - емкость

Для снижения концентрации NOx от 800 до 200 мг/м3 на угольном энергоблоке мощностью 500 МВт требуется 0,7 т/ч газообразного аммиака в дымовых газах, что составляет 0,005 %.

Основные технологии селективного некаталитического восстановления оксидов дымовых газов аммиаком на Тольяттинской ТЭЦ. За рубежом этот метод очистки реализован более чем на 100 различных предприятиях, включая значительное количество тепловых электростанций. Эффективность очистки составляет 30-70 %.

Полномасштабная опытно-промышленная СНКВ-установка была смонтирована в 1991 г. на Тольяттинской ТЭЦ (ТоТЭЦ) на котле ТП-87 (ст. № 7). Котельная установка оборудована системой мокрого золоулавливания, включающей четыре аппарата с коагулятором Вентури d = 4100 мм. Принципиальная технологическая схема СНКВ установки приведена на рисунке 2. Она включает в себя  емкость 200 м3 для хранения аммиачной воды, расположенную на значительном расстоянии от производственных помещений, две расходные емкости 2 объемом 13 м3 каждая, размещенные рядом с котельным цехом и два насоса-дозатора 3 производительностью 200-1600 и 200-1200 м3/ч для подачи аммиачной воды в смеситель 4. Последний непосредственно размещен в котельном цехе и представляет собой трубу Вентури, в которой происходит испарение аммиачной воды и образование пароаммиачной смеси. Последняя поступает в коллектор 5, откуда растекается по 20 вертикальным трубам 6, установленным в поворотной шахте газохода перед фестоном 10. Каждая труба 6 такой разделяющей гребенки имеет на своей цилиндрической поверхности систему перфораций различного диаметра, позволяющую создать расчетный профиль расхода аммиака, вводимого в поток дымовых газов. Исходный пар давлением р = 1,3 МПа и температурой t = 280 ºС поступает в систему через задвижку 7.