5. Факторы и принципы размещения предприятий цветной металлургии.
Главный фактор – экологическая целесообразность.
Замбия, Зимбабве – медные республики, производится черновая медь, но концентрированную медь везут в США – политические факторы.
Водоемкость – медь возле Валхаша.
Исторические: 2 олов. Завода из стратегических соображений. На основе закономерностей, факторов и условий не везде строят заводы.
Принципы. Тяжелые металлы – сырье; легкие металлы – на дешевую электроэнергию; металлы с высокой топливоемкостью – на топливо.
Производство олова – ориентация на потребителя (на электрозаводы, паять платы в крупных городах).
Машиностроительный комплекс.
1. Структура машиностроительного комплекса.
В составе МК несколько отраслевых блоков:
А. – машиностроение. 1. тяжелая, энергетическое и транспортное машиностроение. А) энергетическая (без производства дизелей), турбины, котлы, атомные реакторы, паровые котлы. Б) дизелестроение (кроме авто и тракторов). В) металлургическое машиностроение (Харьков, Донецк, Екатеринбург). Г) горно-шахтное и горнорудное машиностроение. Д) подъемно-транспортное машиностроение (под.-трасп. нефти). Е) ж/д машиностроение (тепловозы, вагоностроение, Брянск, Тбилиси, Санкт- Петербург, Новочеркасс). 2. электротехническая промышленность. А) производство электротехнических изделий. Б) электроламповое (Брест, Саранск). В) электроизоляторы. Г) электрокабеля. Д) электроаккумуляторы. 3. химическое и нефтяное машиностроение (Баку, Татарстан). 4. станкостроительная и инструментальная. 5. промышленность межотраслевых производств (Гидроавтоматика, Централит, делается чугунное литье из готового сырья). 6. Приборостроение (20 отраслевых подразделений). 7. Автомобильная. А) автомобильное (МАЗ, БЕЛАЗ, МОТОВЕЛО). Б) подшипниковый завод (Гомель, Минск.). 8. тракторно и с/х машиностроение (Харьков, Минск, Бобруйск, Лида, Гомель, Мозырь). 9. строительное, дорожное и коммуникационное машиностроение. Подразделяется на 5 отраслей. 10. машиностроение для легкой, пищевых, бытовых приборов. Подразделяется на 6 отраслей. 11. Производство санитарно-технического оборудования и изделий. 12. авиационная промышленность (Москва, Киев, Воронеж). 13. Судостроительная промышленность (Николаев, Санкт-Петербург, Северо Двинск, Нижний Новгород). 14. Радиопромышленность. 15. Электронная. 16. оборонная (Тула, Ижевск, Днепропетровск). 17. Прочие отрасли – производство медицинского оборудования, ветеринарного, производство трубопроводных узлов, обозостроение.
Б. Производство металлоизделий. 1. Производство металлических изделий для производственной сферы. 2. производство металлических изделий для непроизводственной сферы. 3. производство металлических галантереи.
В. Производство металлических конструкций.
Г. Ремонт машин и оборудования, 15 отраслей.
Машиностроение – сердцевина тяжелой индустрии.
Выпускает 130 тыс. деталей, 30 тыс. машин
2. Технологические особенности. Все технологические процессы можно объединить в 4 стадии:
1. заготовительные процессы (раскрой металла, режут ножницами).
2. процессы металлообработки.
3. сборочно-отделочные процессы.
Материал – чугун, сталь – в виде слиток, цветные металлы.
Заготовительные: переливаются слитки, раскрой металла, рубится проволока. Затем процесс металлообработки (вальцовка). Ковка, расточка, шлифовка. Таким образом изготавливаются детали. Далее идет сборка. Все это происходит на конвейере. Отделочные работы: шлифовка, полировка, покрытие и т.д.
Основным сырьем являются черные металлы. Характеристика высокая металло., потребляется до 40% черных металлов. 1т готовой продукции – до 1,5 т металла. Современное машиностроение – это станки, оборудование, потребляющие электроэнергию. Высокая энергоемкость => важные задачи энергосбережения. Высокая трудоемкость (Гомсельмаш – 20 тыс человек). Трудоемкость авто «Волга» в 20 раз выше, чем у 4х емкой цистерны. Особенно в производстве электротехнической техники, приборостроении.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.