Приборостроение ориентируется на квалификационные трудовые ресурсы, так как цветные металлы требуются не в большом количестве.
Бытовые приборы на потребителя; обязательно кооперирование и специализация => размещение предприятий в транспортных узлах. Наукоемкость современных машин – 2.
3. Проблемы экономики и маркетинга, социальные проблемы.
Специализация идет постадийная ТО: сборочные предприятия ориентируются на трудовые ресурсы и потребителя, а предметные – на сырьевую базу. Механическая обработка – на сырье, потребителя, трудовые ресурсы и транспорт. Специализация представлена во всех видах машин: предметная (МТЗ, Гомсельмаш (прицепы, кормоуборочные комбайны) Новочеркас (электрозаводы), Брест (электролампочки), Могилев (лифт)); технологические (Центролит); подетальная (Гомельский завод станочных узлов, подшипниковый завод); на ремонте (мотороремонтый, ВРЗ, авторемонтный); кооперирование соответственно. Есть внутриотраслевое (ВАЗ), межотраслевое (машиностроение дает изделия для других отраслей). Концентрация используется не так часто.
Уралмиги. (оборудование для нефтяной, горнодобывающей промышленности). Маркетинговая деятельность характерна для рыночной экономики. Маркетинг – (маркет - рынок) – рынковедение, как отрасль экономической науки, зародилась в 20-30е гг. 20 в. Повысился спрос на качественную и более дешевую продукцию. Развитие обусловлено развитием прав потребителя. Маркетинговая деятельность – это деятельность на изучение потребностей: духовных и моральных. Маркетинг с одной стороны работает на потребителя, с другой на производителя.
Социальные проблемы: распад экономический связей, контактов, кооперации СССР. С переходом на рыночную экономику, конверсия – безработица, сокращение рабочих; недостаток металла; женские производства: сокращение, новые технологии. Приборостроение => забастовки, недовольства, низкие заработные платы.
4. Факторы и принципы размещения машиностроительного и металлообрабатывающих комплексов.
Факторы: экономическая эффективность (минимум затрат, максимум прибыли); рациональное использование сырья: металл, стекло, резина, древесина, красители, ткани и т.д. Сырьевой фактор важен для тяжелой промышленности. Энергетический фактор важен для многих машиностроительных предприятий (кокс, природный газ, электроэнергия); транспортный;
Трудовые ресурсы (квалификационные кадры, рабочая сила, женские ресурсы). Концентрация производства. Природно-географические факторы оказывают мало влияния, но если металлоемкое производство, то ориентация на металл, добыча металла.
Исторические факторы (Швейцария – часы, Тула – оружие, Германия – оптические приборы, РБ Беломо, МТЗ).
Политические факторы (производство в нуждах обороны, колониальная политика (Африка бедна машиностроительными центрами)). =>
Принцип размещения предприятий: предприятия тяжелого машиностроения ориентированны на металлургическую сырьевую базу; энергетическое машиностроение ориентируется на квалифицированные ресурсы. (С-Петербург, Харьков, Волгодонск, (атомные реакторы), Новосибирск производство часов, на женские трудовые ресурсы и потребителя (С-Петербург, Татарстан, Минск, Москва, Пемза)). Автомобилестроение ориентируется на транспортные магистрали (Минск, Тальяти, Жадино). Электрическая промышленность ориентируется на научные трудовые ресурсы, потребителя. С/х машиностроение на потребителя, аграрные ресурсы (Харьков, Волгоград, Минск, Ростов, Кубань, Нижний Дон, Гомель). Бытовые приборы на потребителя.
Химический комплекс.
1. Отраслевая структура химической и нефтехимической промышленности.
2. Технологические особенности отраслей химической промышленности.
3. Экономические особенности.
4. Экологические особенности химических производств
5. Факторы и принципы размещения
1. Отраслевая структура химической и нефтехимической промышленности.
Химическая промышленность:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.