Сущность генерализации. Основные факторы картографической генерализации. Отбор объектов картографирования. Генерализация растительного покрова и грунтов. Изображение на карах границ и ориентиров, страница 8

Все элементы местности неразрывно связаны между собой. Однако в процессе составления карт изображение одних элементов предшествует изображению других. При этом   принимается   такой   порядок, который обеспечил бы наиболее точную и наглядную передачу главных объектов и правильную нагрузку карты изображением всех остальных объектов. При установлении последовательности изображения на карте отдельных элементов естественно исходить из степени влияния изображения одного элемента на изображение других и их устойчивости на местности.

По этой причине на топографические карты наносят в первую очередь опорные геодезические пункты, отдельные предметы, имеющие значения ориентиров при съемке, и другие объекты, положение которых должно быть зафиксировано на карте с наибольшей точностью, даже если это наносит ущерб точности изображения других объектов.

Следующими, по своему влиянию на изображение других элементов содержания карты, являются водные объекты суши: реки, озера и др. От них во многом зависит размещение и начертание дорожной сети, населенных пунктов и других объектов.

Следующим по своему постоянству и влиянию на другие элементы местности является рельеф. Однако при изображении его горизонталями приходится принимать во внимание изображение других объектов и в связи с этим изменять начертания горизонталей. Например, как уже отмечалось при изображении железных и шоссейных дорог, проложенных в узких долинах, приходится из-за крупного условного знака дорог искусственно расширять изображение долины. Поэтому изображение рельефа выполняется после изображения на карте населенных пунктов и дорог. К изображению населенных пунктов приступают, как правило, сразу же после изображения водных объектов, особенно таких, как реки, озера и моря, на берегах которых расположены населенные пункты.

Дорожная сеть органически связана с населенными пунктами. Планомерное изображение ее возможно только после изображения населенных пунктов, отбор которых предопределяет отбор, и обобщение дорога Исключения могут быть допущены только для железных дорог, проложенных внутри населенных пунктов; первоочередное изображение этих участков железных дорог диктуется необходимостью сохранения четкости картографического изображения.

Растительный покров и грунты, характер и начертание их контуров, во многом зависят от условий увлажнения и рельефа местности. Поэтому, естественно, контуры угодий и другие элементы растительного покрова наносятся на карты после изображения водных объектов и рельефа.

Границы политико-административного деления во многих случаях связаны с другими элементами местности (реками, горными хребтами и др.), поэтому вначале целесообразно изобразить на картах те элементы местности, которые определяют начертание границы.

Таким образом, определилась логически обоснованная последовательность картографической генерализации и изображения отдельных элементов содержания карт.

Для карт крупного масштаба установился следующий нормальный порядок генерализации: водные объекты, населенные пункты, дорожная сеть, рельеф, элементы растительности и грунтов, границы и другие объекты.

Для карт мелких масштабов, где особое значение приобретает наглядность   изображения, порядок   генерализации   отдельных элементов устанавливается   по   принципу: от главных объектов всех элементов к второстепенным (при сохранении основной последовательности согласно условиям, поставленным ранее), а именно: главные водные объекты, крупные населенные пункты, дороги высших классов, основные формы рельефа, контуры основных массивов растительного покрова и грунтов, второстепенные объекты в том же порядке.

Размещение на картах названий или цифровых обозначений ведется непосредственно после каждой группы однородных объектов, что необходимо для учета нагрузки последующих элементов.

Эта последовательность способствует повышению точности и наглядности картографического изображения, облегчает отбор объектов и предоставляет большие возможности для установления целесообразной нагрузки карты на отдельных ее участках.