Общий смысл и задача нормативных способов состоит в том, чтобы подчинить процесс отбора определенным, заранее установленным показателями, характеризующим количество или долю объектов, подлежащих нанесению на составляемую карту из всей массы объектов, имеющихся на местности или на исходных картографических материалах.
Применение данного способа основывается на предварительных исследованиях, в результате которых устанавливается: какое среднее, а так же наибольшее количество тех или иных объектов подлежит нанесению на данную карту при соответствующем количестве (густоте расположения) этих объектов на местности.
Так, например, исследования, выполненные в связи с разработкой образцов обзорно-топографической карты масштаба 1: 1 000 000 и населения по ее составлению, позволили установить величины нагрузки этой карты и населенными пунктами в зависимости от характера районов. При учитывались не только густота населенных пунктов на местности (количество пунктов на 100 км²), но и их величина. В результате было установлено, например, что в густонаселенных районах (свыше 15 пунктов на 100 км² территории) с преобладанием сельских пунктов малых и средних размеров, на карту следует наносить не более 130—140 пунктов на 1 дм², в районах средненаселенных (от 5 до 15 пунктов на 100 км² территории) не более 110-120 пунктов.
Полученные в результате исследований числовые показатели нагрузки карт вносятся в качестве приближенных нормативов в инструкции и наставления по составлению карт.
Приближенность такого рода нормативов объясняется тем, что связь между количеством объектов на местности и на карте не является строго функциональной. При изменении количества (густоты расположения) объектов на местности изменяется количество объектов, отбираемых для нанесения на карту. Однако это изменение зависит не только от густоты расположения объектов, но и от характера расположения, от размеров и значения объектов, от размеров условных знаков и шрифтов подписей и других обстоятельств
Наличие нормативов, указывающих, какое количество объектов, из числа имеющихся на местности, может и должно быть показано на данной, карте, облегчает и упорядочивает решение задачи отбора. Но остается еще один, не менее важный вопрос: какие конкретные объекты должны войти в установленное количество. Здесь приходится учитывать относительное значение каждого объекта, принимая во внимание его характер, размер форму, особенности расположения на местности и связи с другими объектами. Например, из двух одинаковых по величине населенных пунктов большее значение будет иметь тот, который расположен в узле дорог.
Обобщение очертаний (контуров) объектов, показываемых на карте, является необходимым и неизбежным. Необходимым потому, что с помощью продуманных и обоснованных изменений в изображении объектов можно выделить и подчеркнуть их главные, типичные особенности и отразить эти особенности на карте, соответственно относительному значению объектов.
Вспомним, что на местности или аэроснимках объекты второстепенного значения, занимающие, однако, значительную площадь или обладающие более яркой окраской, выделяются нередко сильнее объектов меньших размеров, но большего значения.
Например, рассматривая на аэроснимке изображения кирпичного завода, мы видим, прежде всего, кирпичные сараи — легкие сооружения для сушки сырцового кирпича, а отнюдь не главное здание с обжигательными печами. Вводя в таких случаях коррективы, т. е. немного приуменьшая размеры изображения сараев на карте, не допуская при этом группировки отдельных сараев в крупные кварталы, и, в то же время, несколько увеличивая очертания главного корпуса, мы не только не отступаем от истинны, но, наоборот, приближаемся к ней, достигаем большей правдоподобности картографического изображения.
Неизбежность обобщения вытекает из имеющегося противоречия между подлинными размерами объектов на местности и установленными размерами условных обозначений этих объектов на картах.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.