Сущность генерализации. Основные факторы картографической генерализации. Отбор объектов картографирования. Генерализация растительного покрова и грунтов. Изображение на карах границ и ориентиров, страница 15

—  автогужевые дороги, к которым относятся все дороги, предназначенные для автомобильного и гужевого транспорта; сюда же относятся и тропы.

Дальнейшее подразделение дорог производится по признакам, которые в той или иной степени определяют их пропускную способность (число путей, ширина колеи, способ движения, состояние).

Дороги, как и другие элементы местности, изображаются на карте в определенном порядке, обеспечивающем необходимую точность и хорошую читаемость их. В первую очередь следует изображать магистральные железные и шоссейные дороги (и сооружения при них), связывающие важнейшие узловые населенные пункты, а затем сеть остальных дорог высших классов. После этого отбирают и наносят улучшенные и естественные грунтовые дороги, соединяющие населенные пункты и связывающие их со станциями, пристанями и другими объектами. Отбором и нанесением необходимых полевых и лесных дорог завершается изображение дорожной сети.

Точность необходимо сочетать с читаемостью изображения дорожной сети. В этом отношении важно выделять главные дороги, что обеспечивается их красочным оформлением. Например, на обзорно-топографических картах многих стран для изображения автомобильных дорог принят оранжевый цвет, как очень заметный, бросающийся в глаза с первого взгляда. Для выделения важных дорог применяется и другой прием - увеличение ширины условного знака. Этот прием хорош при картографировании малообжитых районов, где нередко незначительная по ширине дорога имеет большое значение.

Улучшение читаемости дорог достигается также непрерывностью их изображения. Поэтому следует избегать при изображении дорог пересечения их подписями, а при пересечении другими объектами места соприкосновения отрабатывать, возможно, тщательнее, чтобы прерванные линии дорог имели одно и то же направление.  

Генерализация дорожной сети в значительной степени зависит от генерализации населенных пунктов и тесно связана с ней. Отбор населенных пунктов во многом предопределяет отбор дорог.

Основные задачи, решаемые в процессе отбора дорог, заключаются в том, чтобы отобразить связь населенных пунктов между собой и другими объектами местности, а также показать действительные различия в густоте дорожной сети отдельных участков картографируемого района и дать правильную характеристику проходимости местности в дорожном отношений

Первым требованием при отборе дорог является соединение по кратчайшим направлениям всех изображенных на карте населенных пунктов линиями дорог (не допускается изолированное изображение населенных пунктов). При этом, прежде всего отбирают для изображения те дороги, которые являются продолжением главных проездов населенных пунктов. Эти дороги наиболее устойчивы на местности и их пересечения образуют, как правило, узлы сети грунтовых дорог.

Следующим требованием, которого строго придерживаются в процессе отбора дорог, считается правильная увязка изображения дорог всех классов между собой и с другими путями сообщения. Поэтому при отборе отдается предпочтение грунтовым дорогам, соединяющим населенные пункты и другие важные объекты (железнодорожные станции, пристани) с дорогами высших классов по наиболее удобным направлениям.

В процессе отбора учитывается также и удобство движения.

Генерализация рельефа.

Рельеф - один из важнейших элементов географического ландшафта. Крупные объекты рельефа местности (горы, горные цепи) оказывают влияние на климат и орошение стран.

Изображение рельефа на топографических картах должно давать ясное представление о характере и размещении отдельных форм рельефа и его типов, об абсолютных и относительных высотах любых точек местности и т. д.

Объем и характер требований к изображению рельефа зависит, прежде всего, от назначения и масштаба карт.     

Правильное изображение на картах основных элементов и форм рельефа способствует правильному изображению типов рельефа. Однако при составлении общегеографических карт средних и особенно мелких масштабов изображение отдельных форм подвергается значительному обобщению. Возникает сложная задача — не давая подробного изображения отдельных форм, дать верное, географически правдоподобное изображение типов рельефа.