Сущность генерализации. Основные факторы картографической генерализации. Отбор объектов картографирования. Генерализация растительного покрова и грунтов. Изображение на карах границ и ориентиров, страница 14

                    

а)                                                     б)

                  

в)                                                             г)


д)

Рис. 47 Речная система: а) древовидная, б) стволовая в) параллельная, г) лабиринтообразная, д) решетчатая.



Генерализация населенных пунктов.

Изображение населенных пунктов принадлежит к числу важнейших элементов содержания общегеографических карт. При изображении населенных пунктов на картах возможно полнее должны быть даны следующие сведения:

1) географическое положение каждого населенного пункта и, в частности, его расположение   относительно   других   элементов   местности (дорожной сети, рельефа и др.);

2)наименование населенного пункта;

3)планировка и внешние очертания населенного пункта, расположение и                размеры кварталов, уличных проездов, площадей  и других частей населенных пунктов;

4)характер и относительная плотность застройки отдельных кварталов;

5)административное значение и количество жителей   (в городах) или количество жилых дворов (в сельских поселениях);

От обзорно-топографических и обзорных карт, используемых для общего изучения значительных по площади районов, требуется:

1) точный и наглядный показ географического размещения крупных населенных пунктов  (в первую очередь, городов)  с характеристикой их типов, размеров, количества населения, административного значения и основных особенностей планировки;

2) показ размещения прочих населенных пунктов в количестве, до статочном для верной характеристики общей заселенности района и правильной   передачи    различий    в   заселенности   отдельных   районов   и участков.

Изображенные на карте населенные пункты образуют определенную нагрузку — количественную, или численную, и графическую. Количественная нагрузка выражается числом населенных пунктов на единицу площади карты, например на 1 см². Графическая нагрузка выражается суммарными размерами изображения и подписями названий населенных пунктов, приходящимися на единицу площади карты.

Изображение населенных пунктов в большинстве случаев составляет значительную долю общей нагрузки карты. Например, количественная нагрузка обзорно-топографических карт населенными пунктами достигает иногда 2 пунктов на 1 см², а на мелкомасштабных справочных картах и картах атласов — 5 пунктов на 1 см². Графическая нагрузка на некоторых картах доходит до 0,3 см² на 1 см² и нередко (равна 45—50% общей нагрузки карты). Отсюда видно, что от нагрузки карт изображением населенных пунктов в значительной степени зависит читаемость карты. Вот почему правильный расчет нагрузки мелкомасштабных карт изображением населенных пунктов является одной из важных задач картографии. Численные значения нагрузки населенными пунктами зависят от назначения карты и определяются при разработке ее проекта.

Генерализация дорожных сетей.

Дороги являются одним из основных транспортных средств; изображение их на картах дает определенное представление о возможностях сообщения на картографируемой территории, способах передвижения, а так же о связи дорог путями сообщения (водными и воздушными).

Требования к изображению дорог на обзорно-топографических картах сводятся к передаче основных показателей дорожной сети, определяющих относительную густоту дорожной сети, размещение и характеристику железных и шоссейных дорог и связанных с ними крупных сооружений.

На общегеографических картах должны быть переданы основные признаки пропускной способности дорог (келейность железных дорог, наличие станций и разъездов, ширина и одежда автомобильных дорог), наиболее крупные сооружения и другие характеристики. Наконец, на этих картах должна быть показана связь дорог с водными и воздушными путями сообщения, что достигается изображением линий дорог, соединяющих речные пристани, морские гавани, аэропорты и прочие объекты.

Дорожная сеть подразделяется на две основные группы:

—  железные дороги (рельсовые);