а) б)
в) г) |
д)
Рис. 47 Речная система: а) древовидная, б) стволовая в) параллельная, г) лабиринтообразная, д) решетчатая.
Генерализация населенных пунктов.
Изображение населенных пунктов принадлежит к числу важнейших элементов содержания общегеографических карт. При изображении населенных пунктов на картах возможно полнее должны быть даны следующие сведения:
1) географическое положение каждого населенного пункта и, в частности, его расположение относительно других элементов местности (дорожной сети, рельефа и др.);
2)наименование населенного пункта;
3)планировка и внешние очертания населенного пункта, расположение и размеры кварталов, уличных проездов, площадей и других частей населенных пунктов;
4)характер и относительная плотность застройки отдельных кварталов;
5)административное значение и количество жителей (в городах) или количество жилых дворов (в сельских поселениях);
От обзорно-топографических и обзорных карт, используемых для общего изучения значительных по площади районов, требуется:
1) точный и наглядный показ географического размещения крупных населенных пунктов (в первую очередь, городов) с характеристикой их типов, размеров, количества населения, административного значения и основных особенностей планировки;
2) показ размещения прочих населенных пунктов в количестве, до статочном для верной характеристики общей заселенности района и правильной передачи различий в заселенности отдельных районов и участков.
Изображенные на карте населенные пункты образуют определенную нагрузку — количественную, или численную, и графическую. Количественная нагрузка выражается числом населенных пунктов на единицу площади карты, например на 1 см². Графическая нагрузка выражается суммарными размерами изображения и подписями названий населенных пунктов, приходящимися на единицу площади карты.
Изображение населенных пунктов в большинстве случаев составляет значительную долю общей нагрузки карты. Например, количественная нагрузка обзорно-топографических карт населенными пунктами достигает иногда 2 пунктов на 1 см², а на мелкомасштабных справочных картах и картах атласов — 5 пунктов на 1 см². Графическая нагрузка на некоторых картах доходит до 0,3 см² на 1 см² и нередко (равна 45—50% общей нагрузки карты). Отсюда видно, что от нагрузки карт изображением населенных пунктов в значительной степени зависит читаемость карты. Вот почему правильный расчет нагрузки мелкомасштабных карт изображением населенных пунктов является одной из важных задач картографии. Численные значения нагрузки населенными пунктами зависят от назначения карты и определяются при разработке ее проекта.
Генерализация дорожных сетей.
Дороги являются одним из основных транспортных средств; изображение их на картах дает определенное представление о возможностях сообщения на картографируемой территории, способах передвижения, а так же о связи дорог путями сообщения (водными и воздушными).
Требования к изображению дорог на обзорно-топографических картах сводятся к передаче основных показателей дорожной сети, определяющих относительную густоту дорожной сети, размещение и характеристику железных и шоссейных дорог и связанных с ними крупных сооружений.
На общегеографических картах должны быть переданы основные признаки пропускной способности дорог (келейность железных дорог, наличие станций и разъездов, ширина и одежда автомобильных дорог), наиболее крупные сооружения и другие характеристики. Наконец, на этих картах должна быть показана связь дорог с водными и воздушными путями сообщения, что достигается изображением линий дорог, соединяющих речные пристани, морские гавани, аэропорты и прочие объекты.
Дорожная сеть подразделяется на две основные группы:
— железные дороги (рельсовые);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.