1. Для каждого сформированного (по функциям, но не по размеру) подразделения определяется потребное число рабочих мест. Исходным здесь является общий объем работ (затраты труда) в пределах данного подразделения (если это необходимо, то детализировано по технологическим операциям) за фиксированный отрезок времени, например, за год. При этом возможны две ситуации:
- технология процесса и способ реализации каждой операции детерминированы (нормированы состав, количество, последовательность и трудоемкость всех без исключения операций);
- технология процесса установлена не жестко, а способ производства и затраты труда на каждую операцию носят вероятностный характер.
Первая ситуация позволяет использовать точные методы нормирования затрат времени (аналитически-расчетный и аналитически-исследовательский методы, метод нормирования по микроэлементам и др.). Тогда удается точно определить затраты труда по каждой операции технологического процесса и, скорректировав их на количество таких операций за принятый промежуток времени, можно определить общий объем работ по каждой технологической операции и по подразделению в целом.
Вторая ситуация характерна для подразделений, входящих в состав функциональной структуры. Несмотря на то, что технология выполнения работ, например, в бухгалтерии или в плановом отделе в целом известна, но она не носит такого строгого характера как в производственных подразделениях. Труд работников этой категории в большей мере можно отнести к разряду творческого труда и затраты времени на выполнение одной и той же операции могут существенно отличаться у работников с разным опытом и индивидуальными личностными параметрами. В этой связи точные методы нормирования труда неприемлемы, и речь может идти только лишь о достаточно усредненных показателях объемов работ по укрупненным, часто повторяющимся операциям или по подразделению в целом. Для этих целей на практике используют либо методы изучения затрат рабочего времени наблюдением (фотография рабочего времени, метод моментных наблюдений), либо устанавливают объемы работ по аналогии с другими подобными фирмами.
2. Устанавливается эффективный фонд рабочего времени одного работника (одного рабочего места) за тот же период времени, для которого был рассчитан объем работ в п.1. Этот показатель можно получить путем разработки бюджета рабочего времени с учетом нормированных перерывов в работе, характерных для дискретных производственных процессов.
3. Рассчитывается потребное количество рабочих мест (работников) по каждой операции технологического процесса и по подразделению в целом путем деления потребного объема работ на эффективный фонд рабочего времени одного работника (результаты расчетов по п.1 на показатель, полученный в п.2).
4. Результат, полученный в п.3, дает общее количество работников, занятых в данном подразделении, труд которых должен быть скоординирован для достижения определенной цели. Далее требуется установить количество и иерархию управляющих, способных эффективно управлять этим коллективом. Исследования показывают, что большое количество подчиненных, приходящихся на одного управляющего, снижает эффективность его работы, т.к. это порождает рост количества горизонтальных связей “руководитель - подчиненный” по поводу распределения общей работы, снижает уровень текущего контроля, приводит к недопустимому росту перерабатываемой управляющим информации и в конечном счете к принятию неверных управленческих решений или несвоевременной управленческой реакции.
Снижение эффективности управления происходит и в том случае, когда количество подчиненных у одного руководителя мало. Прежде всего это приводит к недозагрузке управляющего в течение рабочего периода; к росту общего количества управляющих; к увеличению числа уровней в иерархии управления. В результате может произойти сверхцентрализация власти, ослабление взаимосвязей между верхним и нижним уровнями управления и, конечно, все это приведет к существенному росту затрат на содержание управленческого персонала.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.