Распределение масс было примерно рассчитано с учетом известных составляющих конструкции, при воплощении модели в жизнь уравновесить систему будет не сложно, нейтрализовать погрешность вполне реально поскольку робот имеет симметричную конструкцию.
Произведя статический расчет, мы перешли к динамическому моделированию системы. Моделирование системы решено было производить сначала отдельно для робота-тележки и обратного маятника, а затем объединить их в одно целое.
Для двухколесной модели робота-тележки существует несколько структурных схем, нами была выбрана кинематическая модель. Ее достоинства в простоте расчетов и сравнительно небольшой погрешности. На вход модели подаются скорости движения колес, а на выходе имеем перемещение и отклонение робота.
Для системы робот- обратный маятник была синтезирована модель с учетом того что на вход подается сигнал с датчика установленного под площадкой, (используется оптический датчик расстояния до пола) и сигнал сравнивается с сигналом соответствующим нулевому отклонению от вертикального положения и система стабилизируется.
Далее были синтезированы регуляторы этих моделей и произведено объединение робота-тележки и обратного маятника.
После объединения была получена полная модель двухколесного мобильного робота. На выходе системы имеем три составляющие, для них были получены графики переходных процессов. На графике а) [Рисунок 30] показан переходной процесс вертикального канала из графика следует, что перерегулирование составляет не более 20%, а время переходного процесса 6 секунд, что в случае обратного маятника хорошо, поскольку это позволяет системе плавно стабилизироваться то есть, попросту говоря, маятник долго падает, а значит его проще уравновешивать. На графике б) [Рисунок 31] имеем переходный процесс перемещения робота- время переходного процесса составляет 0.3 секунды, а перерегулирования нет. Для канала , был также получен график переходного процесса [Рисунок 32], из графика следует что время переходного процесса составляет 0.8секунд, а перерегулирование равно 20%.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что нам удалось в полной мере справиться с поставленной задачей. Наш мобильный робот полностью удовлетворяет требованиям соревнований, взятых за основу задания. А также, учитывая его динамические характеристики, данный мобильный робот может составить серьезную конкуренцию соперникам.
Более того, масса и
скорость робота после расчета получились значительно лучше заявленных, они
составили 5кг- вместо 12кг, а также 1.2м/с- вместо 1м/с, соответственно.
Список
литературы.
1. Web-ресурсы:
А) http://ru.wikipedia.org
Б) http://www.mobilerobots.com
В) http://www.segway-russia.ru
Г) http://www.myrobot.ru
Д) http://www.robots.ru
Е) http://www.robo.com
Ж) http://www.all-robots.info
З) http://www.mobilerobots.msu.ru
2. Книги:
А) Х. Квакернак, Р. Сиван «Линейные оптимальные системы управления».-Москва «Мир» 1977.-638стр.
Б) Бурдаков С.В., Мирошник И.В. «Системы управления движении ем колесных роботов».-СПБ. «Наука» 2001.-229стр.
В) Бессекерский В.А., Попов Е.П. «Теория автоматического управления».-СПБ. «Профессия» 2004.-747стр.
Приложение А.
[1] http://ru.wikipedia.org
[2] http://www.mobilerobots.com
[3] http://www.segway-russia.ru
[4]http://www.myrobot.ru
[5] http://www.robots.ru
[6] http://www.robo.com
[7] http://www.all-robots.info
[8] http://www.mobilerobots.msu.ru
[9] Х. Квакернак «Линейные оптимальные системы управления».
[10] Бурдаков С.В., Мирошник И.В. «Системы управления движении ем колесных роботов».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.