Методические рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии)

Страницы работы

30 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Сибирский государственный индустриальный университет

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ ПО ПСИХОЛОГИИ

Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии). Специальность 350500 «Социальная работа»

Новокузнецк

2002

ББК 88.59

Методические рекомендации для практических занятий по психологии: Метод. указ./  Сост.: С. Г. Колесов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 29 с.

Изложены рекомендации для практических занятий по психологии.

Предназначены   для студентов специальности «Социальная работа» (350500)

Рецензент–кафедра гуманитарных дисциплин Кузбасский филиал  ВлЮИ МЮ РФ (зав. каф. Т. Ф. Ивашкевич)

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета

ВВЕДЕНИЕ

Как и любая другая наука, психология нуждается в знаниях и закономерности, полученных больше всего не умозрительным путём, а на основе научных методов. Поэтому усвоение научных основ психологии не может происходить успешно для студентов по специальности «Социальная работа» (350500), если в практический курс психологии не будут включены конкретные методики психологического исследования.

Очень ограниченное количество часов, которое отводится на проведение практических занятий по психологии, предполагает проблему о содержании этих занятий. Сосредоточив внимание на методиках наиболее значимых для будущей деятельности студентов, вышеназванной специальности, предлагается их минимум, на наш взгляд более удовлетворяющих сложившейся ситуации. 

В данных методических рекомендациях предлагается не только методики психологических исследований, но и их теоретическое обоснование  проведения занятий по психологии, что не может отвечать очень строгим требованиям к содержанию практических занятий. Естественно, с учётом индивидуальных особенностей студентов и направленности занятий, преподаватель может заменять отдельные методики другими, на его взгляд более ценными.

Методики, предлагаемые в данных методических рекомендациях, очень просты и доступны. Несмотря на это, методики всё же дают представления о психологическом эксперименте в социальной работе. Конечно, являясь учебной модификацией психологического исследования, практическое задание предполагает лишь приобретение студентами некоторых навыков взятия необходимой информации у будущих клиентов в ситуации социальной работы.

Теоретические основы психологического метода должны быть изложены на лекционных занятиях, соответствующих темам курса «Основы общей психологии». Это и обеспечивает оптимально по времени использовать практические занятия,  направив их на целесообразное приобретение студентами скорее практических навыков психологического исследования, чем теоретических.

Глава 1. Практические занятия по психологии личности

Занятие № 1. Изучение личности по методике «Личностный дифференциал»

Цель занятия: Изучение свойств личности на основе факторов семантического дифференциала.

Методика «Личностный дифференциал». Методика личностный дифференциал (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Эта методика создана сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью её разработки являлось создание компактного и валидного метода изучения определённых свойств личности, её самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть использован в медико-психологических, психодиагностических и социально-психологических направлениях исследованиях личности.

Процедура отбора шкал ЛД. ЛД создан путём репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности. Из толкового словаря С. И. Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого набора отобраны черты, наиболее характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:

1.  Оценки (О);

2.  Силы (С);

3.  Активности (А).

Процедура проведения исследования. Исследование проводится как в групповом, так и индивидуальном варианте. Испытуемым даётся инструкция, после чего они на специальных бланках (Рис. 1.1.1) фиксировали собственную  оценку по отобранным чертам личности. В ЛД отобрана 21 личностная черта.

Инструкция: «Оцените самих себя по отобранным чертам личности».

Интерпретация факторов ЛД. Оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность с позитивными, социально желательными характеристиками, во многом уважающую себя.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
172 Kb
Скачали:
0